К такому выводу пришли в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Причиной, как пишет РИА «Новости» со ссылкой на исполнительного директора организации Вячеслава Жигалова, служат серьезные колебания курса рубля и повышение утильсбора на ввозимые в страну иномарки.
Введение утилизационного сбора для легковых автомобилей, который начал действовать с 1 августа, Минпромторг ранее объяснил необходимостью стимулировать отечественного производителя. Одним из активно поддержавших инициативу, что логично, стал «АвтоВАЗ». В компании и ранее настаивали на повышении ставки. Дилеры же опасались, что это вызовет взрывной рост цен. Тем более что с начала 2023 года, по данным «Автостата», стоимость машин уже увеличилась на 13%, а за весь 2022-ой — на 39%. Мнение автоэксперта Дмитрия Попова:
Автоэксперт Дмитрий Попов Курс рубля напрямую не очень влияет, но у нас же сейчас очень много всего завозного на автотраках. Это затраты на дизель, солярку и логистическую составляющую. Для того чтобы привести двадцатитонный контейнер, нужно потратить около 8 000 евро. А вообще вот эти курсовые колебания повысят цену если не на 30%, то на 15-20% точно. Ссылки же на утилизационный сбор мне кажутся не очень состоятельным. Его доля в стоимости автомобиля микроскопична. А вот само заявление автодилеров мне кажется провокацией, чтобы подстегнуть рынок к росту, чтобы народ побежал покупать автомобили именно сейчас.
Примечательно, что рост цен пока не сильно отразился на спросе. Так, согласно статистике, с января по август в стране было продано более 600 000 автомобилей, что на 41% больше, чем годом ранее. В частности, свыше 100 000 легковых машин было реализовано только в августе. Другое дело, что королем ситуации, как и предсказывали аналитики, остается «АвтоВАЗ». За первые восемь месяцев дилеры реализовали 190 500 различных моделей бренда. Другие российские автопроизводители также в явном плюсе. Комментирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков К подорожанию сейчас приводит не только курс рубля и утильсбор, но и дефицит. Ситуация, когда желающих купить автомобиль больше, чем автомобилей, позволяет дилерам зарабатывают гораздо больше, чем они зарабатывали в спокойные времена. Раньше они были счастливы зарабатывать 10% и меньше, а сейчас получают до 15%. И это серьезный фактор. Если вдруг по каким-то причинам ажиотажный спрос упадет, а курс рубля никуда не денется, как и налоги со сбором, тогда дилеры, которые официально возят машины, будут подрезать свою маржу.
Стоит также отметить, что россияне начинают активнее смотреть в сторону вторичного рынка. Об этом говорит и колебания цен в среднем на 15% относительно прошлого года. Конкретно в Петербурге к концу лета было продано более 100 000 б/у автомобилей. Наиболее востребованными марками стали Lada, BMW Kia, Volkswagen и Mercedes-Benz.