Несмотря на то, что за окном еще август, ретейлеры уже озадачились закупками горячительных напитков к новогоднему сезону. Однако, в новых условиях санкций и фактически массового ухода из страны крупных и известных производителей, торговать может быть и не чем. Причем не только перед зимними каникулами, а уже в самое ближайшее время, потому что полки магазинов пустеют, а новых поставок нет и, по понятным причинам, не предвидится. Большинство дистрибьюторов уже несколько месяцев фактически работают на остатках, а сухая статистика, которой делится «Коммерсант», говорит о том, что за первое полугодие ввоз всех крепких напитков в Россию сократился почти на 35%, а если говорить конкретно про виски — почти на 50%.
На этом тревожном фоне Ассоциация компаний розничной торговли еще в конце июля попросила правительство страны разрешить параллельный импорт ряда брендов, включая Moet, Veuve Clicquot, Finlandia, Jack Daniel's и Hennessy. Некоторые участники рынка тогда высказывали опасения, что в Россию таким образом может хлынуть поток контрафакта, но были и те, кто уверен – все можно регулировать либо при помощи частных проверенных компаний, которые многие годы занимаются дистрибуцией дорогого алкоголя, либо же вообще взять этот процесс под пристальный контроль государства, создав специальную подконтрольную ему компанию. Впрочем, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз убежден, что власти сейчас не допустят возвращения в Россию ушедших брендов спиртного. И вот по какой причине:
При этом, тревожным звоночком для ритейлеров и владельцев баров и ресторанов, которые в первую очередь страдают из-за ухода премиальных брендов, вполне может быть высказывания Владимира Путина, который накануне заявил о том, что в стране нужно пропагандировать здоровый образ жизни и, в том числе, нарастить темпы борьбы с алкоголизмом. Хотя, как считают эксперты, запрет на ввоз дорогих импортных спиртных напитков тут не поможет. По словам одного из участников рынка, за новогодним столом никто не останется трезвым, поскольку есть, во-первых, отечественный производитель в более доступной ценовой категории, а, во-вторых – импорт из дружественных стран. Виски или джин из той же Индии специалисты оценивают на довольно высоком уровне, напоминая, что страна долгое время была британской колонией и фактически впитала в себя традиции производства хорошего крепкого алкоголя.
Другое дело, что бренды эти сейчас никому неизвестны, хотя, как говорят ритейлеры, люди довольно активно берут новинки на пробу и, судя по продажам, им это нравится. Своим опытом делится совладелец и генеральный директор торгового дома «РеалЪ» Александр Мышинский:
Добавим, что в виде параллельного импорта в Россию возвращается Zara. Как пишет Guardian, заняться этим решил предприниматель и инвестор Александр Горбунов, который откроет магазин Panika. Там прямиком из Казахстана будут представлена продукция знаменитого испанского бренда.