ЦБ 18.05
$90.99
98.78
ММВБ 18.05
$
<
BRENT 18.05
$84.00
7643
RTS 18.05
1211.87
Telega_Mob

Отправить в рассылку: в УФАС рассказали, как банки и маркетплейсы нарушают права своих клиентов

За первое полугодие 2023-го региональное управление ФАС возбудило 33 дела в рамках нарушения закона о рекламе. Как рассказали в ведомстве, недобросовестные предприниматели не просто назойливо звонят и предлагают горожанам свои товары и услуги, но и позволяют себе игнорировать права клиентов при оформлении договоров. Как обманывают своих пользователей крупные маркетплейсы и какой мобильный оператор столкнулся с проблемой двукратного увеличения спам-звонков своим абонентам — в материале обозревателя Business FM Петербург Татьяны Копыловой.
Эксклюзив

Почтовая рассылка - Фото: Brett Jordan /unsplash - Источник

Чаще всего, по данным УФАС, нарушается статья 18 Федерального Закона о рекламе, которая запрещает звонки абонентам без их подтвержденного согласия. Около 70 процентов всех дел, возбужденных ведомством в текущем году, как, кстати, и в три предыдущих года, связано именно с этой причиной. Жалобы от петербуржцев в большей степени поступали на предложения услуг различных стоматологий, массажных салонов, а также кредитных продуктов. При этом, как отмечают эксперты, число обращений от граждан не уменьшается даже после внедрения сервисов, которые помогают блокировать нежелательные спам-звонки. В УФАС все дела по данной проблеме делят на три категории нарушений: ненадлежащее получение согласия от абонента, навязчивая реклама даже в случае отказа от нее, а также получение персональных данных неустановленным способом. Классическими примерами нарушения прав горожан на пресс-конференции в ТАСС поделилась замначальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы петербургского УФАС России Полина Величко:

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы УФАС по Петербургу Полина Величко Сейчас примерно каждое второе дело связано с ненадлежащим получением согласия от абонента на рекламу, у большого количества компаний при регистрации на сайте одним из обязательных условий является согласие с офертой, и при этом такая оферта включает в себя автоматическое согласие на получение рекламы. Однако данное согласие является ненадлежащим и, проанализировав сайт интернет-магазинов и банков, УФАС выявило, что при регистрации клиента на сайте или оформлении заказа человек не может завершить процедуру, не согласившись с условиями такой оферты. То есть, иными словами, лицо либо регистрируется на сайте или оформляет заказ, соглашаясь со всеми условиями компаниями, либо не может пользоваться услугами той или иной компании.

Однако некоторые компании, судя по всему, настолько ценят эффект от не совсем добросовестной рекламы, что готовы игнорировать предписания антимонопольных служб и доходить до суда. В частности, одно из последних таких дел было связано с крупным банком, в договоре на обслуживание в котором был пункт о безальтернативном согласии клиента на получение рассылки. А отзыв этого согласия фактически подразумевал едва ли не разрыв всего договора. Суд в итоге встал на сторону клиента. Примерно по такой же схеме права потребителей нарушал и известный маркетплейс: в правилах пользования площадкой было прописано согласие на получение рассылок о скидках и акциях, а отжать галочку» при регистрации на сайте было невозможно. До суда это дело не дошло — нарушитель согласился с предписанием УФАС и все исправил, предоставив клиентам дополнительное поле, в котором можно отметить свой отказ от рекламы. Как отмечают эксперты, компании часто осознанно идут на такие риски, потому что это хороший способ привлечения клиентов и собственного продвижения, а судебная практика по подобным делам пока слишком мала. Хотя самым упорным все же удается компенсировать моральный ущерб. Комментирует управляющий партнер коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев:

Управляющий партнер коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев Чтобы привлечь компанию к ответственности, это вам надо, если особенно вы не юрист, пойти нанять юриста, заплатить госпошлину, посудиться несколько месяцев, потом обжаловать в случае несогласия с решением. Все это — достаточно дорогостоящая процедура и выхлоп в конечном счете всех моральных и финансовых затрат, скажем так, наверное, не возместит. Поэтому практики мало, но, тем не менее, она есть. Есть отдельные люди, которые все-таки, несмотря на все сложности, идут в суд и либо жалуются через органы антимонопольные.

Добавим, что в первой половине 2023 года россиянам поступило почти 4 миллиарда спам-звонков, что в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает DP.ru, ссылаясь на данные оператора сотовой связи МТС. Отметили рост числа таких звонков до 40% за год и в «Мегафоне», а в Tele2 рассказали, что на одного абонента в среднем ежемесячно приходится восемь-девять рекламных звонков.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В Петербурге переформатируют межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости: она, в частности, получит доступ к налоговой тайне и персональным…
Измерять деловую активность и делать краткосрочные экономические прогнозы на основе интернет-запросов можно будет быстрее и дешевле. Во всяком случае,…
После предложения Владимира Путина продумать «более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные…
Все лифтовые механизмы с истекающим сроком годности в Северной столице должны обновить до 2025 года.

Комментарии

    114
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.