Чаще всего, по данным УФАС, нарушается статья 18 Федерального Закона о рекламе, которая запрещает звонки абонентам без их подтвержденного согласия. Около 70 процентов всех дел, возбужденных ведомством в текущем году, как, кстати, и в три предыдущих года, связано именно с этой причиной. Жалобы от петербуржцев в большей степени поступали на предложения услуг различных стоматологий, массажных салонов, а также кредитных продуктов. При этом, как отмечают эксперты, число обращений от граждан не уменьшается даже после внедрения сервисов, которые помогают блокировать нежелательные спам-звонки. В УФАС все дела по данной проблеме делят на три категории нарушений: ненадлежащее получение согласия от абонента, навязчивая реклама даже в случае отказа от нее, а также получение персональных данных неустановленным способом. Классическими примерами нарушения прав горожан на пресс-конференции в ТАСС поделилась замначальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы петербургского УФАС России Полина Величко:
Однако некоторые компании, судя по всему, настолько ценят эффект от не совсем добросовестной рекламы, что готовы игнорировать предписания антимонопольных служб и доходить до суда. В частности, одно из последних таких дел было связано с крупным банком, в договоре на обслуживание в котором был пункт о безальтернативном согласии клиента на получение рассылки. А отзыв этого согласия фактически подразумевал едва ли не разрыв всего договора. Суд в итоге встал на сторону клиента. Примерно по такой же схеме права потребителей нарушал и известный маркетплейс: в правилах пользования площадкой было прописано согласие на получение рассылок о скидках и акциях, а отжать галочку» при регистрации на сайте было невозможно. До суда это дело не дошло — нарушитель согласился с предписанием УФАС и все исправил, предоставив клиентам дополнительное поле, в котором можно отметить свой отказ от рекламы. Как отмечают эксперты, компании часто осознанно идут на такие риски, потому что это хороший способ привлечения клиентов и собственного продвижения, а судебная практика по подобным делам пока слишком мала. Хотя самым упорным все же удается компенсировать моральный ущерб. Комментирует управляющий партнер коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев:
Добавим, что в первой половине 2023 года россиянам поступило почти 4 миллиарда спам-звонков, что в два с лишним раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает DP.ru, ссылаясь на данные оператора сотовой связи МТС. Отметили рост числа таких звонков до 40% за год и в «Мегафоне», а в Tele2 рассказали, что на одного абонента в среднем ежемесячно приходится восемь-девять рекламных звонков.