Компании, использующие штрафы для сотрудников в качестве меры дисциплинарного воздействия, чаще сталкиваются с текучестью кадров. Об этом сообщает Роскачество со ссылкой на управляющего по консалтингу Beyond Taylor Александра Башкова.
По мнению эксперта, штрафы снижают мотивацию персонала и повышают уровень негатива в коллективе.
При этом в ведомстве напоминают, что трудовое законодательство в России запрещает штрафовать сотрудников за нарушения. В качестве дисциплинарного взыскания сотруднику можно сделать замечание или выговор, в крайнем случае — уволить.
Однако, если часть заработной платы сотрудника состоит из премии или другой переменной части оклада, то в случае невыполнения задачи, которая оплачивается из такой категории дохода, данный штраф не будет противоречить законодательству, так как такие выплаты работодатель устанавливает на свое усмотрение.
В ведомстве отмечают, что штрафные санкции для сотрудников — это неэффективный инструмент управления, не решающий проблемы, а лишь маскирует их.
«Штрафы создают атмосферу недоверия в команде, так как сотрудники могут считать обвинения несправедливыми, что приводит к ухудшению морального климата в коллективе. В дальнейшем пострадавшие от штрафов сотрудники могут начать действовать против компании из чувства мести, например, фальсифицируя данные или ухудшая результаты работы. В конечном итоге это негативно скажется на имидже компании, как для потенциальных сотрудников, так и для клиентов», — цитирует Роскачество Башкова.
По мнению эксперта, из-за наказания рублем сотрудники не чувствуют, что их труд ценен. Регулярное применение штрафов становится причиной большого числа увольнений, так как работники ищут более комфортные условия труда, чтобы защитить себя несправедливости.
Вместо штрафов специалист рекомендует устраивать разборы ошибок с последующей доработкой системы, чтобы таких недоработок больше не допускать. При таком подходе руководства команда не боится ошибаться и охотно берет на себя ответственность за результат, считает Башков.