В Минцифры, кажется, придумали, как эффективнее бороться со спам-звонками. Предложение в адрес операторов заключается в том, чтобы сделать блокировку автообзвона встроенной и бесплатной. Причём попадание в своего рода «стоп-лист» должно происходить до подтверждения цели вызова. Почему властям не удаётся эффективно бороться с телефонными мошенниками, и сработает ли инициатива Минцифры?
В ведомстве пояснили, что оператор связи может определить автообзовон при помощи специального софта. Минцифры уже обсудило инициативу с представителями рынка. По мнению компаний, нововведение может стать не только препятствием для спама, но и помехой для мошенников. Рассуждает генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков.
Генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков Блокировка автодозвона - это, в принципе, неплохое действие. Надо только понять, на какой стадии его прекращать и дать контроль на стороне оператора. По большому счет, операторы делают свою работу в соответствии с законом о связи и не могут просто так прекращать действие договоров, потому что, грубо говоря, вы можете звонить своим друзьям, которых у вас тысяча человек, и всех поздравлять с наступающим Новым годом. Как это будет считаться? Поэтому здесь вопрос в том, что у нас кроме виртуальных номеров, которые пользуются заменой, есть еще много «серых» симкарт. И возможность их покупать сохраняется на рынках, на вокзалах. Естественно, нечистые на руку люди используют эти симкарты. Они один раз обзвонили - выкинули симкарту, потом со следующего номера обзванивают - и их достаточно трудно найти.
В Центробанке ранее признали, что телефонные злоумышленники оперативно подстраиваются под актуальную повестку. Например, берут на вооружение тему господдержки, социальных выплат и вакцинации. Мошенники активно используют персональные данные, которые получают из различных источников, и применяют приёмы социальной инженерии. Как меняется ситуация в динамике? Рассказывает адвокат Дмитрий Барсуков.
Адвокат Дмитрий Барсуков Применяемые сегодня Минцифры инструменты дают свою определенную эффективность, связанную с тем, что и корпоративные карты теперь необходимо подтверждать через Госуслуги для конкретных сотрудников (на что, кстати, жалуются многие работодатели). Также, безусловно, с улицы исчезнут торговцы безымянными, «левыми» симкартами. Вместе с тем, мы видим, что сегодня рынок симкарт еще существует, и это говорит только об одном: мер, которые имеются, недостаточно. И дело, на мой взгляд, совершенно не в правовом регулировании. С одной стороны, конечно, можно заблокировать разного рода колл-центры. Я, как адвокат, даже немного взгрустну от этого, потому что звонки подобного рода от так называемых «следователей» и «сотрудников службы безопасности» составляют некую часть неформального развлечения многих адвокатов города Санкт-Петербург, которые даже активно обмениваются записями этих звонков. Вместе с тем, на мой взгляд, проблему может решить только повышение финансовой грамотности.
Если возвращаться к автообзвону, то необходимо подчеркнуть его масштаб: одновременно система может совершать более 300 звонков. Абонент, как правило, слышит записанное голосовое сообщение, или программа переключает его на человека. В прессу не раз попадала информация о том, что автообзвонщиками оказываются заключённые. Продолжает управляющий партнёр коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев.
Управляющий партнёр коллегии адвокатов Legal Fort Александр Мамышев Я считаю, что какого-то большого лобби на федеральном уровне у этого нет, и за этими тюремными автообзвонщиками никто на каких-то влиятельных креслах в Госдуме не сидит. Я считаю, что это элементарно сводится к тому, что наша бюрократия не может раз и навсегда принять конкретное решение: поставить заглушки в тюрьмах, в СИЗО, откуда всё это делается. Здесь нужна просто политическая воля, и всё это прекратится раз и навсегда. Точно также и с «серыми» симкартами. Во-первых, сейчас, насколько мне известно, на федеральном уровне есть даже административная ответственность для сотовых операторов, которые могут получать от юридических лиц, на которые, как правило, оформляются «левые» симки, все данные тех, кто этими картами пользуется. Но, опять же, необязательность исполнения наших законов всем прекрасно известна.
Отметим, что Минцифры также предлагает операторами сообщать абонентам, какая компания им звонит, если это позволяет техническая возможность: на экране смартфона может отразиться номер звонящего и подпись, к примеру: медицинский центр или банк и название организации.