Влияние художественной сцены на имидж мегаполиса обсудили на деловой площадке Петербургского международного культурного форума. О том, при каких условиях в городе может появиться своя торговая арт-площадка и об отношении галеристов к российским коллекционерам – в интервью обозревателя Business FM Петербург Айгуль Абдуллиной с основателем Международной ярмарки Cosmoscow Маргаритой Пушкиной.
Маргарита, если исходить из того, что в целом по России достаточно хорошо развита инфраструктура искусства, работают фонды, музеи частные и государственные, то почему в таком городе как Петербург арт-ярмарки не проходят до сих пор?
Существование или наличие ярмарки современного искусства обеспечивается многими объективными причинами, и мы говорим о том, что для этого должно быть большое количество коллекционеров не только в Москве, но и в Петербурге и в стране в целом. Я думаю, что это вопрос времени. Ситуация развивается, и мы со своей стороны делаем все от нас возможное, чтобы как можно больше людей доверяло современному искусству, понимало, что у него большой потенциал, что это талантливое искусство достойно музейных коллекций, достойно самых лучших частных собраний. Поэтому, мне кажется, что это вопрос времени, пока просто с точки зрения создания каких-то объективных предпосылок они не были готовы, но ситуация развивается, как я уже говорила.
Галеристы нередко говорят, что предпочитают работать с иностранными коллекционерами в силу более развитых давних глубоких традиций. Что вы можете сказать в защиту наших собирателей искусства? Какие они?
Международный, глобальный арт-рынок достаточно хорошо развит. Если говорить о количестве международных коллекционеров, они, конечно, превалируют в мире просто потому, что у нас есть своя отдельная история развития вопроса. Все эти процессы, например, в других странах, в некотором смысле не прерывались. У нас выходит так, что все заинтересованные арт-профессионалы, арт-менеджеры начали строительство арт-рынка с самого начала некоторое время назад. Но я хочу сказать, что количество российских коллекционеров, которые интересуются актуальным искусством, растет от года к году. Это люди, которые очень быстро учатся, которые открываются каким-то новым для себя знаниям и явлениям. Благодаря деятельности российских галеристов, кураторов, директоров музеев, в том числе нашего проекта, этот процесс очень быстро, интенсивно развивается. Наши коллекционеры очень разные, я не могу сказать, что есть какой-то собирательный образ или портрет, но это как люди уже более взрослые и добившиеся больших, впечатляющих результатов в какой-то деятельности или в профессиональной деятельности или в бизнес сфере, так и молодое поколение людей, которое открыто всему новому. Нас это очень радует, потому что мы на них делаем очень большие ставки, это наше будущее.
Что сегодня тормозит развитие российского арт-рынка на законодательном уровне?
У нас есть определенные проблемы, связанные с перемещением культурных ценностей или с признанием произведений искусства культурными ценностями, но, на самом деле, есть уже изменения в законодательной базе. Сейчас мы работаем активно с практиками, с теми людьми, которые вовлечены в процесс оказания транспортных, логистических услуг, чтобы это законодательство применять на практике и улучшить процесс, сделать его более технологичным, чтобы как и для российских галерей или музейных институций, для любых институциональных игроков на арт-рынке, так и для международных этот процесс был понятным, прозрачным, технологичным и необременительным. Мы будем стараться делать все от нас возможное для того, чтобы это было осуществлено в ближайшем будущем.