Освобождать от уплаты половины транспортного налога физлиц предлагали тех водителей, которые в течение года не привлекались к ответственности за нарушение ПДД. Как отмечено в пояснительной записке к проекту, такая мера вполне могла бы мотивировать автомобилистов быть более ответственными и осторожными на дорогах, поскольку, цитата «нарушения имеют практическое воздействие на их финансовое состояние». Впрочем, если говорить об абсолютных цифрах, то экономия оказывается не такой уж и существенной. Например, в Петербурге для обладателей автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил ставка налога установлена на уровне 35 рублей, то есть, 5 215 рублей в год. Для более мощных авто — свыше 250 лошадиных сил — цифры, конечно, немного другие: уже 150 рублей за «силу», то есть, 37 500 ежегодно. Но дело здесь, скорее, не в деньгах, а в отношении — в условиях бесконечных ограничений, повышений и увеличений такое решение властей, наверняка, было бы воспринято сообществом автомобилистов максимально позитивным поворотом государства лицом в их сторону. Впрочем, автоюрист, член общественного объединения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько отмечает, что подобные предложения все же похожи на популизм, а на реальные льготы в ближайшее время можно не рассчитывать:
В правительстве, действительно, предсказуемо «забраковали» инициативу, ведь транспортный налог — один из важнейших источников дохода для регионов. В частности, в Петербурге, где, по официальным данным, зарегистрировано 1,8 миллиона автомобилей, речь идет о 2% городской казны или 12 миллиардах рублей ежегодно. К тому же, в кабмине убеждены, что изменения в налоговое законодательство вряд ли будут стимулировать автомобилистов не нарушать ПДД, да и обязанность соблюдать их закреплена в соответствующем законе «О безопасности дорожного движения». Как отметил вице-премьер Дмитрий Григоренко, возможность получения налоговых льгот не может быть увязана с требованием правомерного поведения участников дорожного движения. Однако в Госдуме не оставляют попыток облегчить жизнь автовладельцам. Еще одной инициативой, уже от представителей ЛДПР, связанной с транспортным налогом, стало предложение об освобождении от его уплаты многодетных родителей или тех отцов и матерей, кто воспитывает ребенка в одиночку. Правда, с оговоркой — мощность двигателя их автомобиля должна составлять не более 150 лошадиных сил. Глава комиссии по транспорту Законодательного собрания Алексей Цивилев убежден, что такая инициатива, хоть и сократит поступления в городской бюджет, но является актуальной в условиях «демографической ямы»:
Добавим, что по данным отчета об исполнении бюджета России за 2021 год, 3,5% доходов федерального и 7% доходов региональных бюджетов связаны с автовладельцами. В общей сложности речь идет почти о 2 триллионах рублей. При этом транспортный налог, который платят сами автовладельцы, занимает лишь третью по значимости статью доходов после акцизов на топливо и утилизационный сбор.