Выставки, мастер-классы, спектакли, дискуссии и десятки подписанных соглашений. Прошедший Петербургский международный культурный форум поставил рекорд по числу гостей. В этом году мероприятие посетили более 35 тыс. человек почти из сотни стран.
Первыми предварительные итоги форума подвели в Министерстве культуры. По словам Владимира Мединского, организаторы давно перестали биться за количественные показатели. Задачи стояли исключительно качественные. Дело, сказал министр, в контактах и связях, в соглашениях и круглых столах. Его заместитель, бывший вице-губернатор Петербурга Алла Манилова, все же уточнила: по числу событий и контрактов нынешний Форум превзошел прошлогодние рекорды на 20%.
За три дня гости могли посетить более 70 выставок, спектаклей, показов и кинопремьер. Недостатка в посетителях не было. Всплеск зрительского интереса к культуре в первый же день обсудили в Главном штабе Эрмитажа. Аудитория на концертах, в театрах и музеях увеличивается из года в год. И это вряд ли заслуга экономики – скорее жажда информации, констатируют эксперты. На этом фоне усиливается роль СМИ, довольно противоречивая. Одни, как режиссер Константин Богомолов, переживают, что медиа могут лишить человека остроты восприятия. Искусство, с одной стороны, становится доступнее, с другой – ослабевает энергия воздействия. Другие и вовсе отмечают, что границы журналистской и писательской работы размываются. Причем не в пользу литературы.
Одним из самых ярких музейных событий форума стало открытие в Эрмитаже выставки картины Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» из Галереи Уффици. Другой точкой притяжения оказался Манеж. Впервые в одном зале встретились брутальный реализм Александра Дейнеки и советский романтизм Александра Самохвалова. Всего представлено около 300 работ из десятков музеев и частных собраний: живопись, графика, скульптура и фотография.
Главной же темой форума в этом году стали культурные коды в условиях глобализации. Вопрос о том, как уберечь идентичность разных народов и регионов – не новый, но и не решенный. В Петербурге проблему не могли не обсудить в архитектурном контексте. Девелопменту, развитию городской среды и урбанистике уделили повышенное внимание на деловой площадке. В дискуссии о критическом состоянии исторического центра поучаствовал художник и каллиграфист Покрас Лампас. Он отметил, что, как и многие другие острые споры Форума – этот не может разрешиться быстро и однозначно. Но диалог повышает шансы.
Закрывали Форум долгожданным открытием. На Петроградской стороне официально заработал детский театр танца Бориса Эйфмана. Строительство корпуса на Введенской улице шло с 2016-го и запуск неоднократно переносился. В сентябре начались занятия. А в субботу в честь торжественного старта прошел гала-концерт – на новой сцене выступили воспитанники Эйфмана, Пекинской академии танца и балетной школы Берлина. Среди первых зрителей оказался Никита Михалков, который, впрочем, признался, что в балете понимает мало. Зато, как сказал режиссер, он разбирается в гениях, таких, как Борис Яковлевич, которые заставляют смотреть свои постановки по нескольку раз.