Если идентичности привлекательны — их нужно демонстрировать, убеждены специалисты в области социологии, науки об обществе, которые в этом нехитром тезисе и призывают искать феномен популярности мерча. А наиболее просто и продуктивно сделать это можно с помощью вещей, которые человек носит с собой, на себе, оставляет на своем рабочем месте или наклеивает на крышку ноутбука. С точки зрения компаний, которые выпускают эту продукцию, такое поведение людей позволяет добиваться одной из ключевых целей — продвижения и узнаваемости бренда. Впрочем, бывают и обратные ситуации, когда бренд уже раскручен и популярен, но по разным причинам пока не дошел до создания собственного мерча. И тогда появляются те, кто готов сделать это без учета мнения правообладателя. При этом, как рассказала в рамках пресс-конференции в ОСН основатель и руководитель агентства по управлению репутацией и продвижению бизнеса Екатерина Тулянкина, такое производство не всегда должно заканчиваться судебной тяжбой:
Как отмечают эксперты, сейчас в производстве мерча большинство компаний старается ориентироваться на креативные концепции. А также ищет грамотные коллаборации и рассчитывает на то, чтобы брендированная продукция не просто радовала клиентов и партнеров, но и транслировала ценности. Самые актуальные тренды: минимализм в дизайне, высокое качество, широкие возможности для кастомизации, а также популярные сейчас NFT и digital. Впрочем, есть и антирейтинг: как выяснили аналитики «СберМаркетинга», в список самой непопулярной продукции с логотипом бренда вошли канцелярия, календари, магниты, брелоки, наборы для глинтвейна, а также пряники, конфеты и термокружки. Такие позиции вызывают раздражение у большинства аудитории, так как ассоциируются с ненужными вещами. Предприниматель Дмитрий Потапенко разделяет это мнение и рассказывает о самом необычном мерче, который ему доводилось видеть:
Добавим, что по данным компании Portobello, большинство крупных российских компаний тратит на изготовление брендированной продукции, как правило, от 5 до 15% маркетингового бюджета. При этом, как отмечают аналитики, этот рынок еще очень молод — по их оценкам, прирост может составить от 10% до 20% ежегодно.