Наиболее ощутимо, сразу на треть, в выручке прибавили специализированные продуктовые точки. Не отставал и ряд сегментов общепита: например, по данным «Эвотора», столовые увеличили показатели на 26%, а кофейни — на 13%. При этом, как отмечают эксперты, в минус ушли точки, торгующие стрит-фудом: причем, и в случае с продажами, которые снизились на 11%, и в случае с выручкой, уменьшившейся на 3%. И это несмотря на то, что средний чек в денежном выражении вырос на 325 рублей. Некоторые игроки рынка отмечают, что формат уличной еды вытесняют как раз кофейни: в них можно не только заказать кофе или чай, но и еду во всевозможных вариациях. Средний чек в таких заведениях вырос по итогам 2023 года примерно на 7,5%. Но есть вероятность, что статистика не окончательная, и в начале 2024-го многие заведения обновили прейскурант в сторону увеличения. Обосновываются такие изменения максимально просто и логично: ростом стоимости расходников вроде кофейных зёрен, молока и даже бумажных стаканчиков для напитков. Всё это, разумеется, закладывается в конечную стоимость для потребителя, напоминает соучредитель кофейного цеха Majaro Эдуард Васильев:
Таким образом, рост выручки предприятий сегмента МСП имеет смысл связывать именно с инфляцией и подорожанием продукции, говорят эксперты, а не с ростом активности покупателей. Хотя потребительский спрос действительно перераспределяется. Например, те, кто раньше путешествовал, а сейчас такой возможности не имеют, стали чаще ходить в рестораны, чтобы получить не только еду, но и возможность приятно провести время. Кроме того, судя по статистике, петербуржцы стали больше вкладываться в свой внешний вид: выручка салонов красоты в 2023 году увеличилась на 21%, число оказанных услуг ― на 11%, а средний чек вырос на 9%, до 2 660 рублей. Любопытна и ситуация на рынке розничной торговли цветами: средний чек в таких магазинах вырос на 12%, до 1800 рублей, а число продаж – лишь на процент. Однако обороты за счет повышения цен прибавили сразу 14%. Кроме того, представители этого сегмента в начале года традиционно ждут увеличения спроса — сначала благодаря 14 февраля, а потом и за счет 8 марта. Однако, как отмечает учредитель цветочного маркета «Момент» Вера Ильина, за покупателя игрокам рынка придется побороться:
Добавим, что по итогам прошлого года предприниматели Северной столицы получили гарантийную поддержку кредитов на общую сумму более 20 миллиардов рублей. По данным Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса и Фонда микрофинансирования, представителям сегмента МСП также было выдано 750 займов более чем на полтора миллиарда рублей.