Кофе в России является продуктом с абсолютной валютной зависимостью — на 100% он ввозится из-за рубежа. Правда, в основном в виде сырья, что позитивно сказывается на себестоимости конечного продукта — обжаренных зерен, цена на которые в магазинах складывается не только из долларов, за которые купили кофе в странах-экспортерах, но и из рублей, которыми заплатили за его переработку внутри страны. Кроме того, значительный «вклад» в подорожание кофе на петербургских прилавках и в кофейнях внесла логистика, которая усложнилась еще в первый пандемийный год и взлетела в цене в три раза. После начала СВО компании, закупающие сырье даже в дружественных странах, столкнулись с проблемой отказа международных транспортных операторов от работы с россиянами. И даже из дружественных стран, поставляющих в страну кофе, доставить его стало сложнее и дороже. Например, прямо сейчас разворачивается история с закрытой границей с Финляндией, через которую фурами кофе везли в Петербург. Впрочем, как рассказал генеральный директор компании Росчайкофе Рамаз Чантурия в эфире ОСН, подобные проблемы большинство участников рынка успешно научились решать:
В Петербурге игроки рынка оценивают ситуацию с поставками кофе как относительно стабильную в горизонте последнего полугодия, если не считать возможного локального дефицита. Он может образоваться буквально в ближайшие недели из-за закрытия границ с Финляндией. Срочная «перенастройка» логистики на Прибалтику, как отмечают эксперты, может спровоцировать большие очереди на пропускных пунктах, но и эта проблема должна решиться ко второй половине января-февралю. Более того, ситуация, с большой долей вероятности, не отразится на стоимости чашки кофе для конечного потребителя, а вот компании, которые занимаются обжаркой, могут незначительно, но все же потерять в маржинальности. При этом на рынке производства готового кофе в Петербурге формируется любопытный тренд — все больше компаний делают выбор именно в пользу локальных игроков, отказываясь переплачивать за бренды итальянских производителей-обжарщиков. А уже в ближайшей перспективе свои возможности для превращения зеленого сырья в готовый продукт — своеобразные портативные ростеры — будут появляться едва ли не в каждой кофейне. Подробнее об этом рассказывает руководитель платформы обжарки кофе WEROAST Эдуард Васильев:
Добавим, что в этом году в России значительно выросло число акционных предложений при покупке кофе. Как пишет «Газета.ру» со ссылкой на данные агрегатора «Едадил», увеличение было шестикратным — с 55 до 348 000 спецпредложений. Самые большие скидки на кофе зафиксированы в Москве, Калининграде и Северной столице — сэкономить при покупке можно было до 80%.