Проработать вопросы стандартизации телеметрии автомобилей правительство в лице Дмитрия Чернышенко поручило компаниям «Яндекс» и «Соллерс» при активном участии объединения «Цифровая экономика». Как отметили в аппарате вице-премьера, важной частью работы транспортных компаний является удаленный мониторинг состояния машины, но сейчас для этого используются программные и аппаратные модули сторонних производителей. А единый стандарт поможет унифицировать состав и формат подобных сведений, объем которых, к тому же, постоянно растет. Основным эффектом от нововведения, по мнению властей, станет обеспечение безопасности этой информации, а также защита владельцев автомобилей от неправомерного и неконтролируемого использования данных. Кроме того, как считают эксперты, такой подход облегчит процесс ремонта автомобиля или его страхования, поскольку бортовые компьютеры традиционно собирают и передают информацию водителю, дилеру и сервисным центрам. Однако сейчас остается открытым вопрос, куда еще могут передаваться эти данные. Независимый эксперт Дмитрий Попов напоминает, что стандартизация чего-либо, за исключением нескольких отраслей, – дело исключительно добровольное, а предлагаемая унификация ситуацию никак не изменит:
В качестве примера участники рынка приводят китайские автомобили, которые в последний год набирают в России все большую популярность. Как отметил директор по аналитике «Цифровой экономики» Карен Казарян, пишут «Известия», у некоторых моделей азиатских производителей весьма небрежно произведена локализация, а информация на приборной панели зачастую выдается водителям вперемешку с иероглифами. Единый стандарт помог бы решить эту проблему. Как и еще одну, а именно – дистанционную блокировку тех или иных функций автомобиля, которая в существующих условиях возможна. Некоторые эксперты видят в этом едва ли не глобальную угрозу ни много ни мало национальным интересам России, поскольку иностранные государства таким образом могут получать доступ к информации о транспортных потоках или состоянии дорожной инфраструктуры. Генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин убежден, что на всех уже существующих в стране автомобилях менять «мозги» никто не будет, поскольку для этого просто не хватит производственных мощностей. Но идею единого стандарта оценивает как важную и нужную:
Добавим, что в первом квартале 2023 года китайские автомобили заняли сразу 7 мест в десятке самых продаваемых машин в России. Как подсчитали эксперты «Открытие Авто», за первые три месяца года их было реализовано 66 тысяч. Это позволило азиатским производителям приблизиться к завоеванию почти половины российского авторынка.