Любопытно, что уверенное лидерство кофеен отмечается исключительно в сегменте жилой недвижимости бизнес-класса. За последние полгода из 18 новых открытых точек общепита половина пришлась именно на кофейни. При этом в элитных домах их процент от общего объема заведений общепита ощутимо ниже — не превышает даже десяти, в общественных пространствах составляет 7%, а на основных торговых улицах города — вообще только 5%. Кроме того, в ЖК бизнес-класса активно развивается и формат пекарен, которые сейчас занимают долю примерно в четверть. А за последние полгода, по данным аналитиков, она выросла примерно на 7 п.п. за счет большого числа новых открытий. Самыми же непопулярными форматами заведений общественного питания стали бары, которым в свете скорого принятия так называемого «закона о наливайках» скоро вообще негде будет работать, а также фастфуд. Ресторатор Андрей Перцев объясняет активное развитие сегмента кофеен и пекарен низким «порогом входа» в плане инвестиций и упрощенной системой согласования проектов, и рассуждает о том, как будет развиваться тенденция:
В общей сложности в последнем квартале 2023 года и первом квартале 2024 на первых этажах домов бизнес-класса уже открылись и готовятся к открытию почти 100 различных торговых точек. Гастрономические проекты составляют в общем объеме только пятую часть, а лидируют по запуску заведения сферы красоты и спорта. При этом эксперты связывают активное развитие рынка стрит-ретейла с появлением новых оригинальных концепций, которые быстро завоевывают внимание публики. При этом намекают, что «зайти» на первый этаж ЖК бизнес-класса не так просто — нередко подробная концепция «встройки» прорабатывается девелоперами еще на этапе проектирования жилого комплекса для размещения там клубной инфраструктуры, доступной только местным жителям. О сложностях с поиском свободного помещения под открытие новой точки рассказывает сооснователь сети кофеен Baggins Coffee Эдуард Васильев:
Добавим, что самый большой объем свободных коммерческих помещений в ЖК бизнес-класса сейчас сосредоточен в Московском районе — на него приходится 22% от общего предложения. На втором и третьем местах расположились Выборгский и Петроградский районы с показателем в 18% и 17% соответственно.