ЦБ 27.04
$92.01
98.72
ЦБ 26.04
$92.13
98.71
ММВБ 26.04
$
<
BRENT 26.04
$89.17
8205
RTS 26.04
1187.87
Telega_Mob

Алексей Дунаевский о книге про футбол чекистов и фильме про блокадный матч

Интервью с журналистом и киноведом Алексеем Дунаевским.
Интервью

Фото: ПЛН Сцена - Источник

В Северной столице вышла книга, посвященная одному из самых таинственных и засекреченных периодов российской истории – 20-м годам прошлого века. В издании тонко переплетена романтика петроградского бандитизма эпохи Гражданской войны и зарождение большого футбола, в который играли чекисты. Кроме того, в этом году легендарному блокадному матчу на стадионе «Динамо» исполнится 80 лет. К юбилею события на киностудии «Ленфильм» готовят уникальное кино. О новой книге, подготовке к съемкам, бюджете от Минкульта и поиске натуры с автором сценария и идейным вдохновителем проекта, журналистом и киноведом Алексеем Дунаевским побеседовала обозреватель Business FM Петербург Татьяна Копылова.

Татьяна Копылова: Алексей Львович, ваша новая книга называется «Петроград. Футбол чекистов». Она ведь не только о футболе, она захватывает огромный исторический пласт: ЧК, спорт, Петроград.

Алексей Дунаевский: Мне очень нравится ваш подход к моей книге, потому что, действительно, в глубине души это книжка о Петрограде. Его улицах, о том, что на этих улицах происходило, о том, что происходило на пустырях, где появлялись первые чекисты-спортсмены, о том, что ЧК и ГПУ – это не только страшная карательная организация, которая воспета в кинематографе, которой литература посвятила такое большое место, но это ещё и ежедневная жизнь структуры, у которой есть такие отделы как транспортный, административный, хозяйственный. Здесь сотрудники-спортсмены, которые выходили с Гороховой в Александровский сад и в каком-то смысле переставали быть чекистами. Они превращались в тех самых молодых мужиков, которые с упоением пинали мяч и как манны небесной ждали соревнований по футболу. Или, наоборот, тягали штангу или гири и хотели поехать в Москву, утереть нос столичным чекистам.

Татьяна Копылова: Я так понимаю, что ваша книга ещё во многом посвящена противостоянию Москвы и Петрограда?

Алексей Дунаевский: Да. Конечно, не с этого всё начинается, но как только петроградские чекисты узнали о том, что в Москве возникло аналогичное спортивное общество, которое считает себя центральным, первое, что пришло им в голову — сесть на поезд и отправиться в Москву, где по-мужски выяснить: кто там первый, а кто — младший брат. Поехали туда борцы, боксёры, футболисты. К сожалению, проиграли москвичам все, но уехали с обещанием реванша. Реванш состоялся через год, и будем честны перед историей, опять всё проиграли. Но суть в том, что наши старше москвичей, и конечно им хотелось, как молодым людям, обязательно помериться силой.

Татьяна Копылова: Писать книгу про ЧК сложно, поскольку это засекреченная информация. Насколько сложно было получить доступ к материалам?

Алексей Дунаевский: Очень хорошо, что вы понимаете, что всё засекречено. Очень многим кажется «Да какое там засекречено? В 1917 году что там секретить?». Поверьте мне, я обошёл все мыслимые и немыслимые архивы, музеи и пытался проникнуть в фонды. Деятельность ЧК в 1917 году засекречена. А то, что разрешают почитать — это, честно говоря, информация, которая не слишком сильно воодушевляет. Засекречены даже нормы довольствия, потому что они не в самом лучшем виде показывают отношение государства к ЧК.

Татьяна Копылова: Но вам удалось выяснить?

Алексей Дунаевский: Да, удалось с огромным трудом. Но мне пришлось прибегнуть к ходатаям, к сильным мира сего, которые получали эту информацию на свой адрес, а потом отдавали её мне.

Татьяна Копылова: Кому порекомендуете прочитать эту книжку? Любителям истории, любителям спорта, любителям города?

Алексей Дунаевский: Мы изначально стремились к тому, чтобы эта научно-популярная книжка всё-таки была адресована широкому кругу читателей. Я страшно загорелся ещё и потому что герой мои книги, Леонид Дмитриев, охотился за бандитом Пантелеевым. Мне показалось, что это создаст драйв читателю. Гражданская война, романтика, бандитизм в Петербурге. Но когда они начинают бегать и заниматься физкультурой – киснет читать. А тут я Пантелеева – на тебе! Потом поймали Пантелеева, но бандитов меньше не стало. Затем начались уже серьёзные турниры. И как только читатель устаёт от этих турниров, я ему сразу — вот тебе трагические судьбы этих людей. Так что, мне очень бы хотелось, чтобы её читали и старушки, и школьники, и чтобы середина была между старушками школьниками: чтобы нормальные люди взяли, купились на название «Футбол чекистов» – я специально его сделал таким, чтобы людям казалось: «Что это такое? Хочется открыть и посмотреть, не сошёл ли с ума автор такого названия?»

Татьяна Копылова: Вы написали сценарий. Можете рассказать сейчас, что это за сценарий, что это будет за кино?

Алексей Дунаевский: Сценарии я писать не умел. Рассчитывал на то, что «Ленфильм» прочитает книгу и сам что-нибудь напишет, а «Ленфильм» книгу читать не стал, вызвал меня на ковёр и сказал: «Ты и будешь писать сценарий!». Как это делать? Я написал, честно говоря, литературную повесть, но меня простили на первый раз. Потом я ещё восемь раз переписывал заново сценарий. Слава богу, эта стадия закончилась. Теперь уже есть и режиссёрский сценарий, и я жду начала съемочного периода.

Татьяна Копылова: Это будет документальный фильм или?..

Алексей Дунаевский: На стыке документального и игрового. Будет несколько игровых сцен, которые обсчитает продюсер (разрешит или не разрешит – если слишком дорого). В сценарии есть сцены работы в угрозыске, потрясающие сцены арестов, захватов блокадных бандитов. Но они дорогие! И это зимняя натура. Мы же не можем дойти до такой наглости, чтобы это летом происходило? Это происходило зимой.

Татьяна Копылова: Порядок сумм можете назвать?

Алексей Дунаевский: Как вы думаете, сколько стоит футбольный ретро-мяч?

Татьяна Копылова: Сто тысяч рублей.

Алексей Дунаевский: Это сильно сказано, он стоит семь тысяч рублей. А нам их нужно несколько. Сколько стоит пошить 22 футбольных костюма? Сколько стоит изготовить 22 пары обуви, да ещё и какой? Сапожник с ума сойдёт – старые бутсы создавать. Таким образом, даже одна сцена может стоить под миллион рублей. А у нас таких в сценарии шесть.

Татьяна Копылова: Будет шесть игровых сцена, а остальное – документальная съёмка?

Алексей Дунаевский: В идеале, всё останется как в сценарии, но я очень сильно подозреваю, что с некоторыми историческими игровыми сценами нам придётся расстаться.

Татьяна Копылова: Насколько я знаю, кино будет финансироваться или уже финансируются Министерством культуры. Полностью субсидируется или вы привлекаете ещё какие-то средства?

Алексей Дунаевский: Я не открою большой тайны, если скажу, что город тоже нам денежек подкинул. Но если я вам назову цифры, то при нормальном развитии событий это минут семь экранного времени.

Татьяна Копылова: А у вас планируется?

Алексей Дунаевский: 52 минуты. Так как у нас на Ленфильме все умеют снимать кино за 10 рублей (умеют, я сейчас не очень сильно иронизирую), то они исхитрятся за эти государственные деньги всё-таки довести 52 минуты до конца. Но тогда нужно налечь на не очень дорогую хронику.

Татьяна Копылова: Я так понимаю, будут архивные записи с кем-то из участников блокадного матча, которые удалось сохранить.

Алексей Дунаевский: Да, будет, например, использовано телевизионное интервью с Улитиным, или будет использована вставная сцена с Кириллом Набутовым.

Татьяна Копылова: До юбилея блокадного матча осталось буквально три месяца, 31 мая. Успеете ли вы представить этот фильм публике до этого числа, или всё-таки слишком короткий срок, и придётся подождать премьеру?

Алексей Дунаевский: Я реалист. Я слышал дату 31 мая, что мы должны картину сдать до. Но я не очень сильно в это верю. Гнать к юбилею — это дело не очень хорошее. Но если ленфильмовцы совершат подвиг и за март-апрель всё сделают, то, может быть, они даже исхитрятся это сделать.

Татьяна Копылова: Уже понятно, где будете снимать натуру, то есть стадион, который будет соответствовать стадиону 1942 года? Ведь «Динамо», на котором был матч, не очень соответствует.

Алексей Дунаевский: Есть целый телесюжет о том, как режиссёр фильма Вагенак Балаян разыскивает по городу подходящую натуру.

Татьяна Копылова: То есть, уже отснят материал, уже найден такой стадион?

Алексей Дунаевский: Пока ещё не найден. Мы привлекаем эксперта, советника по вопросу о том, какое поле по-настоящему похоже на динамовское, потому что сегодня не снять на том крошечном участке, оставшемся от того легендарного…

Татьяна Копылова: Там новый дом.

Алексей Дунаевский: Да. Поэтому будем снимать другое поле.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Большинство блокировок происходит из-за неверных данных абонентов.
Парковать самокаты в Северной столице можно будет только в определенных локациях, которые смогут функционировать лишь с апреля по октябрь. Нововведение…
Петербуржцам предлагают присоединиться к всероссийской акции «Монетная неделя». Она стартовала 25 сентября и продлится до 8 октября включительно.
Происходит подобное с завидной регулярностью, но сейчас дискуссию подогревают непростые отношения с Западом. По поводу изначально католического праздника…

Комментарии

    85
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.