ЦБ 25.04
$92.51
98.91
ЦБ 24.04
$93.29
99.56
ММВБ 24.04
$
<
BRENT 24.04
$88.39
8177
RTS 24.04
1171.83
Telega_Mob

Байден возвращает США во внешний мир и приостанавливает гонку вооружений

46-й президент США Джозеф Байден начал свою деятельность с ряда демонстративных шагов, показывающих разрыв с политикой 45-го президента США Дональда Трампа.
Блог

Президент США Джозеф Байден - Фото: Kuhlmann / MSC / Wikimedia - Источник

Среди первых указов, которые были подписаны Джозефом Байденом, мы можем упомянуть, прежде всего, указ, связанный с эпидемией коронавируса. Он вводит масочный режим, социальную дистанцию во всех учреждениях и местах, где есть исполнительные полномочия президента. Далее – возвращение в Парижское соглашение по климату, возращение во Всемирную организацию здравоохранения, отмена ограничений для въезда в США жителей ряда стран с преимущественно мусульманским населением, прекращение финансирования строительства стены вдоль границы с Мексикой. По существу, отменены именно те меры, которые демонстрировали устремление Дональда Трампа к изоляционизму. В некотором смысле Америка возвращается во внешний мир.

Что можно ожидать, если ориентироваться на традиционные идеологические концепции Республиканской и Демократической партий?

Если мы посмотрим на Республиканскую партию, то там традиционно сочетание двух идей. Прежде всего, это стремление к свободной экономике с минимальным вмешательством государства, то есть экономическая свобода. И с другой стороны, серьезное ограничение прав и свобод человека, но не с помощью государства, а с помощью традиционных институтов – религии и культуры. Поэтому именно сторонники Республиканской партии выступают за отмену абортов, за недопущение эвтаназии, за запрет изучения учения Дарвина в школах. Это традиционный набор Республиканской партии: экономические свободы и строгие религиозные предписания.

Если взять Демократическую партию, то там иное сочетание. Что касается экономических вопросов, то это большее вмешательства государства в экономику с точки зрения перераспределительных процессов – увеличения количества денег, которые перераспределяются через налоги и бюджет от менее нуждающихся к более нуждающимся. Очень часто демократы в связи с этим получают обвинения в социализме, хотя их позиция очень близка социал-демократической позиции в Европе. Это социализм, конечно же, не советского толка с огосударствлением всей экономики, с установлением государственных монополий. Это социализм мягкого, шведского типа, еще раз подчеркну, где речь идет о том, чтобы создавать программы помощи нуждающимся, например, продовольственные талоны, доступность медицинской страховки для каждого американца. В разделе прав и свобод человека демократы выступают традиционно именно за обеспечение широкого круга прав и свобод человека. Здесь они выступают с либеральной позиции и считают, что государство обязано обеспечить права и свободы человека и гражданина независимо от цвета кожи, этнического происхождения, конфессиональных особенностей и т. д.

В нашей ситуации нам трудно найти прямые партийные аналогии, потому что у нас есть более традиционный, как мы называем, консервативный взгляд – это и максимальное вмешательство государства в экономику, и максимальное ограничение прав и свобод человека с помощью, и государства, и через традиционные «скрепы». На другом полюсе концентрируются люди, по американской терминологии, либертарианского склада, желающие и свободу предпринимательства, и гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Что касается внешней политики, то до Трампа существовал так называемый «межпартийный консенсус» в области внешней политики, который носил характер понимания: да, Америка вынуждена быть мировым лидером, да, мы принимаем эту роль, но стараемся быть ограниченно вовлеченными во все процессы мира, и стараемся везде, где возможно, строить коалиции, опираться на союзников, не выступать в качестве одинокого полицейского, который мчится по вызову в каждую точку мира. Трамп вернулся к исходной, довольно древней республиканской идеологии максимального изоляционизма – Америка не должна ни в чем участвовать, Америка не должна ни в какие проблемы Европы, Азии и Африки погружаться и тратить деньги, «мы отделены океаном от всего остального мира, и пускай мир занимается всем этим самостоятельно». Отсюда всевозможные выходы из организаций, отмена всевозможных договоров, радикальное сокращение присутствия американских военнослужащих в Европе. Байден возвращается к традиционной линии, которая сочетает и позицию, связанную с принятием роли лидера, но и позицию, связанную с готовностью вести достаточно серьезные разговоры со странами окружающего мира.

Первый шаг, мы видели, очень позитивный в том числе и для России – это продление на пять лет договора СНВ-3. Эта позиция поддерживалась Россией, она выгодна и России, и США. России даже в большей степени, поскольку в развязывании гонки вооружений не заинтересован никто, кроме военно-промышленных комплексов двух стран, а для России, у которой экономика гораздо слабее американской, и оборонный бюджет приблизительно в 17 раз меньше американского, любые ограничения совершенно необходимы, потому что мы не успеваем гнаться с такими скоростями за американскими возможностями. Только оборонный бюджет США составляет около 700 млрд долларов в год, в пересчете по сегодняшнему курсу это более 50 трлн рублей. В целом наш федеральный бюджет страны – 20 трлн рублей, из них на оборону около 3 трлн. рублей. Мы не в состоянии выделять такие деньги на оборонные задачи. И Трамп пытался обусловить продление договора целым рядом моментов, которые были для нас в значительной степени неприемлемы. Срок возможности продления договора без перехода в создание нового договора истекал в начале февраля, и, к счастью, все процедуры проведены, и договор будет дальше исполняться еще пять лет. Это, наверное, последний сохранившийся договор из большого объема очень нужных и полезных договоров, которые были заключены во времена Горбачева и Ельцина. Мы потеряли ключевой договор о ракетах средней и меньшей дальности, в результате которого были уничтожены целые классы оружия, безопасность России возросла многократно. Мы практически потеряли договор по ограничению обычных вооружений в Европе. Сейчас под большим вопросом находится договор открытого неба – это договор, который обеспечивает меры контроля и доверия, США объявили о выходе из этого договора во времена Дональда Трампа.

Продление договора СНВ-3, конечно, не гарантирует простых и легких отношений с США, не надо себе представлять, что сейчас снова начнется программа перезагрузки, «давайте мы начнем жить с чистого листа». Нет, с демократами всегда была очень тяжелая повестка, исторически связанная с правами и свободами человека, а это не самая сильная наша сторона. И та же администрация Байдена начинает с того, что ставит задачи перед разведывательным сообществом предоставить обоснованный доклад по вопросам кибератак, которые приписываются России, по вопросам вмешательства в выборы, и по другим претензиям. Исторический опыт у нас такой: в Советском Союзе очень болели за демократов, но соглашения о контроле вооружений заключались с республиканцами. Это не означает, что невозможно будет выстроить нормальные отношения с США при администрации Байдена. Конечно же, движение должно быть с двух сторон. Ожидать, что США полностью поменяют свои подходы и политику в наших интересах, а мы вообще ничего не предполагаем делать, и никаким образом меняться в подходах – это довольно наивно и бесперспективно. Для нашего политического руководства и внешнеполитического ведомства есть серьезное поле деятельности чтобы, по крайней мере, добиться определенного смягчения отношений и их восстановления хоть бы на минимальном уровне, поскольку в настоящее время отношения Россия – США, похоже, опустились ниже уровня моря.

Поделиться

Популярные посты автора

В первую тройку также вошли президент авиакомпании Emirates Сэр Тим Кларк и девелопер Мохамед Алаббар.
Соглашение рассчитано до окончания сезона 2024/2025.
Салоны красоты, парикмахерские и стоматологии смогут получить кредиты по антикризисной программе ФОТ 3.0. Также в список вошли химчистки и организации,…
По словам президента РФ, пик сложностей, связанных с западными санкционными ограничениями пройден.
8604