Сплит бумаг IT-гиганта прошел в пропорции 1 к 4, то есть формально они подешевели 4 раза. Но держатели получили на каждую акцию дополнительно еще по 3 новых. Общая стоимость не изменилась. Дивиденды на акцию снизились, но дивидендная доходность осталась неизменной. Это пятый сплит в истории Apple, предыдущий состоялся в 2014 в пропорции 1 к 7. Сплит акций Tesla прошел с коэффициентом 1 к 5.
У операций сплит несколько причин. Первая – забота о розничном инвесторе. Чем выше стоимость одной акции, тем сложнее небольшим частным игрокам выходить на рынок. Решением проблемы в последние годы занимаются брокеры, финтех-компании и цифровые банки. Некоторые из них предлагают вкладчикам торговать дробными акциями, то есть покупать или продавать только часть одной бумаги. Однако количество пользователей у таких сервисов все еще недостаточно велико, даже в США. При этом новые розничные инвесторы – это очень важный фактор роста фондового рынка. Еще одна причина – тоже прагматичная. Часто в результате сплита цена акций устремляется вверх, вместе с общей капитализацией компании. Тем более, что глава ФРС Пауэлл взбодрил инвесторов обновленной стратегией денежно-кредитной политики. С марта текущего года котировки Apple растут почти без коррекций. После анонса дробления в конце июля бумаги подорожали более чем на 30%. Рыночная стоимость компании перевалила за $2 трлн (примерно 1/10 ВВП США).
11 августа стало известно о планах по дроблению акций Tesla. С тех пор стоимость компании выросла на 60% до $450 млрд и обогнала суммарную капитализацию всего традиционного автопрома. Это весьма символично. К концу 70-летней истории массового розничного автомобиля самым дорогим стал электрокар, европейцы ожесточенно защищают свою нишу высокими сборами и дороговизной бензина, что привело к победе дизельного двигателя и механической коробки передач, а корейские и китайские модели так улучшили потребительские характеристики, что вытесняют старых игроков с их же рынков.
Азиатские компании лидируют и на рынке финансовых технологий. Компания Ant Group (дочка Alibaba Group) Джека Ма, богатейшего человека в Китае, готовится к IPO и рассчитывает получить оценку в $225 млрд. При благоприятной конъюнктуре, продажа акций в октябре на биржах в Шанхае и Гонконге может принести корпорации $30 млрд, то есть больше, чем привлекла в конце прошлого года Saudi Aramco, установившая мировой рекорд.