8 июня 1843 года началось строительство первой в истории России железной дороги — Николаевская дорога связала Петербург с Москвой и дала старт железнодорожному буму в стране. Ко времени её закладки в России уже действовала Царскосельская дорога, но она была короткой.
Интересно, что строили Николаевскую дорогу в середине XIX века по лучшим законам жанра госзакупок: с Главным управлением путей сообщения и публичных зданий заключались договоры подряда. Подрядчики нанимали субподрядчиков, а потом вскрывались схемы неэффективного расходования средств. Известна история с победителями торгов на поставку шпал Громовым и Скрябиным. Они заключили контракт на поставку по цене 1 рубль 50 копеек за шпалу. Сами покупали шпалы у своих подрядчиков по 70 копеек, а те и вовсе платили своим поставщикам по 27 копеек за шпалу.
Интересен был и подход к строителям дороги. Ими были в основном крепостные крестьяне. Поэтому сделки на рабочие руки заключались с помещиками. Те отправляли на стройку не только взрослых трудоспособных крестьян, но и детей с подростками. С денег, заработанных на строительстве железной дороги, крестьяне должны были заплатить своему помещику оброк.
Сравним зарплату обычного землекопа — 35 рублей за сезон — и американского консультанта по строительству дороги Уистлера, который получал 12 000 рублей в год.
Движение на дороге открывалось по частям: путь от станции в Петербурге до Александровского механического завода запустили в 1846 году, отрезок от Петербурга до Колпино — в мае 1847 года.
13 ноября 1851 года дорогу открыли официально на всем её протяжении от Петербурга до Москвы. За это время было возведено два больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних моста.
Николаевская железная дорога обошлась российской казне в 67 миллионов рублей. Чтобы понять масштабы трат, напомним, что годовой бюджет Российской империи за год до старта строительства — в 1842 году — составлял всего 187 миллионов рублей.
Билет на поезд от Петербурга до Москвы в вагоне первого класса стоил 19 рублей, а вот цена билета на дилижанс по тому же маршруту составляла 95 рублей. Плюс дорога занимала до пяти суток. Сейчас Николаевская железная дорога называется Октябрьской, а путь из Петербурга в Москву благодаря Сапсанам занимает всего четыре часа.