ЦБ 21.05
$90.65
98.58
ММВБ 21.05
$
<
BRENT 21.05
$83.68
7586
RTS 21.05
1204.10
Telega_Mob

8 июня

Началось строительство первой в истории России железной дороги
Читайте также

8 июня 1843 года началось строительство первой в истории России железной дороги – Николаевская дорога связала Петербург с Москвой и дала старт железнодорожному буму в стране. Ко времени ее закладки в России уже действовала Царскосельская дорога, но она была короткой.

Интересно, что строили Николаевскую дорогу в середине XIX века по лучшим законам жанра гос. закупок: с Главным управлением путей сообщения и публичных зданий заключались договоры подряда. Подрядчики нанимали субподрядчиков, а потом вскрывались схемы неэффективного расходования средств. Известна история с победителями торгов на поставку шпал Громовым и Скрябиным. Они заключили контракт на поставку по цене 1 рубль 50 копеек за шпалу. Сами покупали шпалы у своих подрядчиков по 70 копеек, а те и вовсе платили своим поставщикам по 27 копеек за шпалу.

Интересен был и подход к строителям дороги. Ими были в основном крепостные крестьяне. Поэтому сделки на рабочие руки заключались с помещиками. Те отправляли на стройку не только взрослых трудоспособных крестьян, но и детей с подростками. С денег, заработанных на строительстве железной дороги, крестьяне должны были заплатить своему помещику оброк.

Сравним зарплату обычного землекопа – 35 рублей за сезон и американского консультанта по строительству дороги Уистлера – 12 тысяч рублей в год.

Движение на дороге открывалось по частям: путь от станции в Петербурге до Александровского механического завода запустили в 1846 году, отрезок от Петербурга до Колпино – в мае 1847 года.

13 ноября 1851 года дорогу открыли официально на всем её протяжении от Петербурга до Москвы. За это время было возведено два больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних моста.

Николаевская железная дорога обошлась российской казне в 67 млн. рублей. Чтобы понять масштабы трат, напомним, что годовой бюджет Российской империи за год до старта строительства - в 1842 году – составлял всего 187 млн. рублей.

Билет на поезд от Петербурга до Москвы в вагоне первого класса стоил 19 рублей, а вот цена билета на дилижанс по тому же маршруту составляла 95 рублей. Плюс дорога занимала до пяти суток. Сейчас Николаевская железная дорога называется Октябрьской, а путь из Петербурга в Москву благодаря Сапсанам занимает всего четыре часа.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.