Татьяна Копылова: Михаил, давайте поговорим о качестве проектов в условиях импортозамещения. Какие же опции сейчас, на ваш взгляд, могут быть наиболее востребованы у покупателей?
Михаил Гущин: Что сейчас особенно важно? Во-первых, импортозамещение. За прошедшее с начала пандемии и последующих событий время, мы узнали, чем заменить практически всё. На мой взгляд, качество будет ничуть не хуже, чем у тех продуктов, которые раньше существовали на нашем рынке.
Просто раньше ты, по сути, находился в ситуации, когда к тебе приходят каждый день 10 или 20 поставщиков и предлагают европейские решения тех или иных стран. Сейчас ты должен сам идти и искать эти решения.
Это большое изменение для деятельности девелоперской компании, но для конечного клиента, по сути, никаких изменений не произойдёт.
Татьяна Копылова: Тем не менее, видите ли вы что-то, в чем можно сыграть на опережение? Грубо говоря, люди, потенциальные покупатели только захотят какую-то опцию, а она уже есть на рынке?
Михаил Гущин: Я могу привести в пример «цифровой дом». Это опция как раз такого будущего дня, когда человек получает все сигналы прямо на смартфон, калитки сами открываются, видеокамеры постоянно наблюдают за его перемещением по двору, он имеет полную безопасность на территории и отличную IP-телефонию непосредственно в квартире.
Татьяна Копылова: Я знаю, что все ваши объекты будут полностью укомплектованы тем, что было заявлено изначально. Как вам это удаётся, и, может быть, расскажете, что конкретно импортозамещается?
Михаил Гущин: На самом деле, многие позиции действительно не входят в санкционный список, их логистика усложнилась, это требует дополнительных усилий. В то же время мы понимаем, что ключевые позиции мы будем привозить. Часть из них, например, как площадки Richter Spielgeräte, будут частично локализованы здесь, в России. Часть, например, лифты мы привезли напрямую, используя различную логистику, но мы уже понимаем, что для будущих проектов нашли отличные корейские лифты, отличные российские лифты, которые ничуть не проигрывают тем производителям, которые мы ранее использовали. Да, изменилось название поставщика, привычная марка пропала, но на самом деле это ничуть не хуже, чем то, что было на рынке.
Татьяна Копылова: Если говорить о каких-то важных, ключевых инженерных системах, можно ли найти им альтернативу в России? Или все-таки сейчас проще найти какие-то альтернативные логистические цепочки или новых поставщиков?
Михаил Гущин: Россия не ограничивается европейской частью: Петербургом, Москвой, Краснодаром. На самом деле есть Новосибирск, Владивосток и большое количество других городов, для которых Азия гораздо ближе, чем Европа для нас. В этом плане мы совершили несколько деловых поездок как раз в другие города, которые удалены от европейской части, мы посмотрели, что строят девелоперы там. Мы съездили в прилегающие республики и другие страны, посмотрели, что делают там. Я был в Сеуле, смотрел, как работают в Южной Корее, в Китае, который является, наверное, самым главным мировым лидером в области девелопмента. Мы понимаем, что то, что вызывало какие-то проблемы, возможно либо заместить, либо продолжить поставлять. На самом деле, мы сейчас не видим каких-то нерешаемых моментов, которые бы хоть как-то повлияли на качество продукта.
Мы нашли те решения, которые будем сейчас применять в наших новых проектах, и они действительно улучшают среду жизни человека.