Падение спроса, закрытие заведений и тотальный переход на доставку. Общепит стал одной из главных жертв пандемии. Владельцы кафе и ресторанов признают, что ситуация тяжёлая, но далеко не все готовы сдаться без боя. О том как вести свое дело в новых реалиях обозревателю Business FM Петербург Максиму Тихонову рассказал генеральный директор сети пироговых «Линдфорс» Вадим Бордюг.
Максим Тихонов: Вадим Михайлович, расскажите, как вот в этих новых для большинства компаний условиях вы выстраиваете свой бизнес?
Вадим Бордюг: Бизнес изменился в корне. Единственный вариант для нас работать сегодня – это доставка и продажа наших пирогов на вынос. Соответственно, режим самоизоляции очень сильно повлиял на заказы, которые наши покупатели размещают. На сегодняшний день это очень маленькая часть от того, что было раньше.
Максим Тихонов: В процентном соотношении спрос насколько снизился?
Вадим Бордюг: В 10, а может быть, и более раз. О новых выходах говорил Владимир Владимирович Путин. Он поручил кабмину рассмотреть возможность поддержки и развития онлайн-сервисов доставки готовой еды. Пока никаких идей высказано не было. Посмотрим, может быть, они что-то предложат. Что конкретно мы сейчас делаем, на самом деле, все тоже самое практически, только с мерами безопасности. Это дополнительная дезинфекция, это маски, это перчатки. Технология производства такая же, качество на том же уровне у нас. Кстати, если говорить о качестве пирогов «Линдфорс», то можно сказать, что президент Федерации реставраторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что пироги «Линдфорс» – лучшие. Это нам очень приятно. Мы работаем.
Максим Тихонов: Вы выстраиваете доставку своими силами или посредством компаний-агрегаторов?
Вадим Бордюг: Мы пользовались услугами, но это очень невыгодно. Слишком высокий процент.
Максим Тихонов: Об этом многие рестораторы говорят … 30 % забирают…
Вадим Бордюг: Да, до 30% плюс-минус. Это крайне невыгодно, особенно в этих условиях. Мы сейчас ориентируемся в первую очередь на свою доставку и должны ее развивать, совершенствовать. Естественно это в первую очередь вложение в рекламу в том же «Яндексе». Здесь вопрос развития и даже усиливать сейчас мы ее не можем, потому что количество курьеров, наоборот, сокращается из-за того, что заказов мало. Возможно, в связи с потеплением, с хорошей погодой поток возрастет людей, которые приходят и берут пироги на вынос у нас.
Максим Тихонов: Если говорить о выстраивании отношений с арендодателями, удается или не удается договориться о скидках?
Вадим Бордюг: На самом деле, по-разному. Есть арендодатели, которые совершенно адекватно понимают сегодняшний расклад, понимают ситуацию, когда ты закрыт вообще, и идут на то, чтобы освободить нас от арендной платы за апрель месяц. Но есть арендодатели, которые настаивают на том, чтобы за апрель месяц мы должны заплатить полностью, то есть это абсолютно неконструктивная позиция, и даже есть несколько предложений со скидками 25-30%, это, на самом деле, как мертвому припарки. Есть арендодатели, которые дают скидку и 80, и 90%. Вот это гораздо ближе к реальной жизни.
Максим Тихонов: А как арендодателя убедить в том, что все в одной лодке? Если уйдет одна компания, к тебе не придет другая компания.
Вадим Бордюг: Во-первых, мы направляем письма нашим арендодателям, пытаемся вести переговоры, беседовать с нашими арендодателями. Не всегда они отвечают на наши телефонные звонки, потому что, понимая, о чем пойдет речь, заранее, лучше не снимать трубку. Есть такой подход.
Максим Тихонов: Очень конструктивно, да? Вадим Бордюг: Может быть, есть смысл договориться с арендатором о том, чтобы платить какие-то деньги, реально исходя из его доходов, и не вынуждать арендаторов на ответные жесткие действия. Если законом предусмотрена отсрочка, значит, арендатор может также жестко настаивать на том, что до 1 октября никаких платежей не будет и оплата этих арендных платежей будет после 1 января 2021 года. Для арендодателя это, конечно, будет очень серьезный удар, и здесь, конечно, возможны и судебные разбирательства, какие угодно разбирательства на тему вот этой ситуации. Хотя есть, насколько я понимаю, мораторий на исполнительные действия. Мне кажется, что арендодатели должны были бы задуматься на эту тему. Для того, чтобы их как-то к этому подтолкнуть, Федерация рестораторов и отельеров России по инициативе ее президента Игоря Бухарова организовала подписание декларации рестораторов, в котором оговорены некоторые условия, при которых арендаторы – рестораны, кафе – могут нормально функционировать. Перейти на процентную арендную плату. Процент от выручки, процент от товарооборота. Вопрос, пойдут они на это или не пойдут…
Максим Тихонов: А здесь какое число компаний подписалось?
Вадим Бордюг: На сегодняшний день подписантов 5 486.
Максим Тихонов: Более чем. Это вполне убедительный аргумент.
Вадим Бордюг: Это серьезная цифра. Можно сказать о том, что другим условием этой декларации является то что, если кто-то из арендодателей будет жестко настаивать на стопроцентной оплате арендных платежей на период закрытых дверей заведения, и по этим основаниям будет выселять… Подписанты декларации решили следующее, что такие помещения участники этой декларации не будут рассматривать в качестве аренды.
Максим Тихонов: Что ж, спасибо за беседу!
Вадим Бордюг: Спасибо!