Business FM Петербург продолжает проект «Антикризисное управление». Эльвира Набиуллина заявила о том, что ситуация на рынках свидетельствует о снижении рисков для финансовой стабильности. В первом квартале ключевые показатели банков продемонстрировали рост. О том, как кредитные организации работают в непростой для экономики период шеф-редактору Максиму Морозову рассказал вице-президент - начальник управления розничных продаж ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сергей Кульпин.
Максим Морозов: ВТБ подвел итоги первого квартала. Конечно, интересно послушать об основных результатах банка за этот период. На что лично вы обратили внимание, на какие показатели?
Сергей Кульпин: Да, мы подвели результаты первого квартала. Результаты по всем бизнес-направлениям оказались очень достойными, но это соответствовало тем планам, которые мы для себя ставили на этот период. В дальнейшем, конечно, ситуация внесла свои коррективы, но об этом мы, наверное, чуть позже поговорим. Если вернуться к первому отчетному периоду, во-первых, сохраняется действительно высокий интерес к сберегательным и инвестиционным продуктам. Это отрадно было видеть, потому что наш портфель привлеченных средств вырос на 12% и превысил важную для нас отметку – это 570 млрд рублей.
Максим Морозов: А чем это можно объяснить?
Сергей Кульпин: Во-первых, на мой взгляд, все использовали тот момент, что мы предложения делали по инвестиционным продуктам, потому что там особенно был рост. Люди не просто на депозитах размещали, они в инвестиционные операции шли, и там портфель превысил отметку в 130 млрд рублей. Для нас это тоже объяснимо, потому что мы в общем объеме считаем, и здесь интерес был действительно повышенный. Плюс, насколько я понимаю, все были в ожидании снижения ключевой ставки – возможно исходя из этого был интерес именно к сберегательным продуктам, разместиться уже сейчас по тем предложениям, которые мы давали на рынке. На рынке они были достойные, на мой взгляд. Если говорить про цену.
Максим Морозов: Вернемся еще к другим показателям, которые вы перечисляли.
Сергей Кульпин: Если говорить про кредитные продукты, то было выдано кредитов в Петербурге и Ленобласти на сумму более 33 млрд рублей. Это на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Повышенным спросом пользовалась наша любимая ипотека, особенно в марте. Это было связано, на наш взгляд, с выгодными ставками на тот момент и стремлением клиентов приобрести недвижимость. Возможно, уже тогда ощущалось, что пандемия не пройдет мимо и, возможно, будут какие-то сложности.
Максим Морозов: Как раз хотел спросить, вот эти 33 млрд – это деньги на что?
Сергей Кульпин: Основная масса – это ипотека и кредиты наличными. Если говорить про ипотеку, то из 33 млрд более 17 млрд было выделено на ипотечные сделки. И, кстати, этот объем на 20% больше, чем за квартал ранее. Цифры очень красивые. Кредиты наличными составили 15 млрд, это также на 8% больше, чем в первом квартале прошлого года. И в целом наш кредитный розничный портфель за этот же период, с начала года, увеличился почти на 4% и превысил отметку в 262 млрд рублей.
Максим Морозов: Никак не обойти вопрос трансформации и перестройки работы в связи с пандемией. Какие процессы пришлось трансформировать?
Сергей Кульпин: Я начну с общих вещей. События развивались действительно очень быстро, и основной для нас задачей было, помимо здоровья сотрудников, обеспечить непрерывный сервис в новых условиях ограничений и позаботиться, конечно, о безопасности наших сотрудников и клиентов. Мы в любом случае продолжали принимать наших клиентов в дежурных отделениях, но мы рекомендовали максимально использовать дистанционные каналы обслуживания и каналы продаж. У ВТБ высокая цифровизация, по нашим оценкам, всех продуктов и услуг. Банк активно инвестировал в это направление довольно продолжительное время, большинство операций действительно можно совершить без визита в офис. К примеру, клиенты могут дистанционно подать заявку на кредит, самое простое – оформить депозит, сделать перевод, обменять валюту, купить-продать, оплатить коммунальные услуги, даже оформить цифровую карту и много другое. И в условиях новой реальности мы ускорили вывод сервисов в дистанционные каналы. Например, в начале апреля мы запустили возможность дистанционного открытия счета с помощью биометрии. То есть не надо приходить в банк, можно стать клиентом банка без посещения отделения, просто пройдя регистрацию на сайте банка. Мы анонсировали этот сервис, запустили его в ускоренном темпе в апреле. И конечно, апрельский режим, когда многие наши клиенты находились дома, простимулировал рост онлайн-продаж. По сравнению со средним показателем первого квартала на 15-20% выросла доля онлайн-заявок по всем видам кредитов. Что касается депозитов – здесь абсолютный рекорд, 80% депозитов, открытых в апреле, было открыто онлайн.
Максим Морозов: Если в целом в контексте рынка, что можно сказать? На рынке те же тенденции наблюдаются?
Сергей Кульпин: Да, тенденции те же. Вопрос – кто быстрее реагирует и наиболее оперативно предлагает новые сервисы. Мы ни в коем случае не остановим в дальнейшем, даже когда режим изменится на нормальный для нас, ни в коем случае не изменим развитие цифровых сервисов. Потому что людям это удобно, это быстро, и банку, помимо всего прочего, это снижает дополнительные издержки. Потому что онлайн-режим не предполагает долгого общения, все очень просто и удобно и клиентам, и банку.
Максим Морозов: Чуть подробнее хотелось бы поговорить про цифровую ипотеку. Ранее сообщалось, что банк запускает как раз такую программу на Северо-Западе. Как работает сервис, как он устроен и что из себя представляет?
Сергей Кульпин: Практически одновременно с началом режима самоизоляции мы запустили в Северо-Западном регионе личный кабинет заемщика. Этот сервис ранее у нас был доступен в Москве и пользовался большой популярностью. С его помощью клиент проходит все этапы получения ипотечного кредита в личном кабинете в режиме онлайн. То есть отделение посещает только для сделки. По сути, когда у него одобрено решение, одобрен объект, просто нужно подписать документы, он приходит в отделение. А так – все необходимые документы клиент прикрепляет, отправляет в личном кабинете, они анализируются, и он получает решение. Стратегия нашего банка предусматривает, что мы должны перевести 100% услуг, сделать доступными в цифровом канале – мы к этому идем.
Максим Морозов: Не могу не спросить про знаменитую уже программу 6,5% – ипотека под 6,5. Как оцениваете потенциальный спрос на продукт?
Сергей Кульпин: Вы знаете, эта новая программа госсубсидирования стала очень своевременным решением для всего рынка, на наш взгляд. Мы рассматриваем ее как одну из весомых мер поддержки клиентов для рынка и отрасли, так как льготная ставка снижает долговую нагрузку на заемщика и, конечно, позволяет более комфортно обслуживать кредит. Мы, действительно, очень оперативно, еще до выхода соответствующего постановления правительства, начали принимать заявки именно на этот вид ипотеки, и одни из первых сделок прошли в Санкт-Петербурге по данному виду кредитования. На данный момент, если говорить об этой истории, мы выдали уже более 500 ипотечных кредитов, и сумма более 1 млрд 300 млн рублей по этой программе. Будущее, на наш взгляд, хорошее.
Максим Морозов: Последний вопрос, резюмирующего характера: как в целом пандемия отразилась на финансовом положении заемщиков в Петербурге, как много клиентов обращается за кредитными каникулами?
Сергей Кульпин: Одна из серьезных задач в этой ситуации – поддержать клиентов, и, как только начался негативный даже сценарий с пандемией, мы дополнительно посмотрели на то, что можем предложить нашим клиентам. Поэтому помимо государственных инициатив, мы запустили собственную, расширенную программу каникул. В частности, были существенно увеличены лимиты по сумме кредита, для того, чтобы охватить максимальный пул заемщиков, которые оказались в тяжелой ситуации. Если говорить про Петербург и Ленобласть, с момента старта программ – за апрель и первую половину мая, за 1,5 месяца было одобрено 13 тыс. заявок на сумму более 11 млрд рублей. Около 90% из них одобрены именно по программам банка. Также я могу отметить, что почти на треть сократилось количество заявок, которые стали подаваться в отделения банка по этим программам в мае. Пик мы прошли в апреле, количество обращений существенно снижается.