Власти Петербурга рассказали, сколько денег из бюджета будет направлено на развитие города, а сколько предполагается потратить на содержание городской инфраструктуры. Важно, что это — не единственная пропорция в бюджете Северной столицы.
В Смольном заявили, что 25% расходов бюджета будет направлено на развитие города, остальные 75% — на его содержание. Еще одна принципиальная пропорция, меняющаяся буквально на глазах, — это соотношение поступлений НДФЛ и налога на прибыль, которые попеременно занимают то первую, то вторую строчку в структуре доходов. Однако, в моменте, предпринимателей больше беспокоит другая цифра, а именно — величина имущественного налога, который в некоторых случаях взлетает до небес из-за кадастровой переоценки объектов недвижимости. О хитросплетениях городского бюджета — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Обсуждение триллионного бюджета шестимиллионного мегаполиса овеяно магией больших цифр. Чтобы «расколдовать» главный финансовый документ Петербурга и при этом не свести процедуру к перечислению доходов и расходов, обратимся к нескольким концептуальным вопросам. Начнём со структуры доходов. Первую сточку, традиционно, занимает НДФЛ. Налог на прибыль всегда занимал вторую сточку, однако в 2022 году своего рода «серебряный призер» вышел на первое место. О его перспективах рассуждает вице-губернатор Алексей Корабельников:
Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников Перспектива такая: «серебряный призер», наверное, должен выйти на первое место. Почему? Потому что в условиях стабильной экономики и идеальной модели, к которой мы движемся (с высоким благосостоянием населения и низкой инфляцией), доходы не должны расти существенными темпами. Рост заработных плат, с одной стороны, повышает благосостояние, с другой стороны, создает издержки для предприятий. Это палка о двух концах. В условиях, когда инфляция низкая, темп роста заработных плат должен коррелировать с инфляцией и с производительностью труда. Одновременно есть задача обеспечить большие темпы экономического роста. Когда мы выйдем на более стабильную инфляцию и будем продолжать программы по стимулированию экономики, есть ожидание, что налог на прибыль должен выйти на первое место.
Еще один концептуальный вопрос — как разделить бюджет Петербурга на «бюджет развития» и «бюджет содержания», в какой пропорции. В 2019 году во время предвыборных дебатов тогда еще кандидат в губернаторы Александр Беглов заявил, что на развитие города необходимо направлять как минимум 15% от бюджета и в дальнейшем траты увеличивать. В 2022 году уже губернатор Александр Беглов рассказал, что расходы на развитие города увеличены до 15%, а в 2023 и в 2024 годах их доля увеличится до 26%. На вопрос Business FM Петербург о том, какую пропорцию можно назвать оптимальной, вице-губернатор Алексей Корабельников ответил следующее:
Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников Конкретной цифры, наверное, не существует даже в теории. Расходы на развитие — это расходы, которые стимулируют экономический рост. Чем больше этих расходов, тем лучше. Если бы у нас было бы больше возможностей с точки зрения доходных источников, мы направляли бы дополнительные доходы на развитие. Но у каждой монеты две стороны: все, что связано с развитием, так или иначе потом превращается в содержание. Все новые объекты, которые мы вводим, потом нужно содержать. Это расходы, которые будут являться для нас постоянными. Если наступают кризисные времена, расходы развития всегда можно немножко уменьшить, надеясь на последующий выход на лучшую экономическую ситуацию. А текущие расходы, как правило, сокращать очень болезненно и иногда даже невозможно.
И, наконец, экстра фактор, оказывающий влияние на бюджетирование, — это кадастровая переоценка недвижимости, которую некоторые собственники объектов назвали скандальной, пригрозив Смольному судами. Комментарий вице-губернатора Алексея Корабельникова после шквала заявлений и публикаций:
Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников К кадастровой стоимости как таковой, наверное, могут быть вопросы. Но кадастровая стоимость посчитана на основании федеральной методики. Во-вторых, она в целом отражает рыночные тенденции. Видно, что в целом за шесть лет недвижимость подорожал в два раза, и это коррелирует с теми результатами кадастровой оценки, которые мы видим. У нас ведется дискуссия, как в этой ситуации поступить так, чтобы была справедливость, был соблюден баланс интересов. По разным объектам недвижимости очень разные истории. В конце концов, нельзя исключать и человеческий фактор. Но мы видим, что по определенному количеству объектов недвижимости кадастровая стоимость снизилась. Есть объекты недвижимости, где рост значительный — в семь-десять раз. По этим конкретным, индивидуальным кейсам нужно смотреть более внимательно и разбираться.
Отметим, уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Калугин рассказал нашей радиостанции, что предложил федеральным парламентариям внести поправку в Налоговый кодекс, которая ограничит рост налога на имущество 10% в год — независимо от результатов кадастровой оценки.