19.11.2019

В Петербурге обсудили будущее технологий и высокого искусства

Участники дискуссии на Деловой площадке культурного форума поговорили о том, как программы повлияют на стоимость будущих шедевров и как аукционные дома относятся к работам нейросетей.

О том, что речь сразу же пойдет о потрете Эдмона Белами было понятно еще до начала встречи. О нашумевшем кейсе Business FM неоднократно рассказывал, но на всякий случай еще раз: ровно год назад на аукционе Christie’s в Нью-Йорке впервые в истории продали работу искусственного интеллекта. За немыслимые 432 тыс. долларов. Авторы проекта – трио французских студентов Obvious объяснили свою «выходку» идеями демократизации искусства. Мотивы организаторов торгов чуть более игривы и в то же время глубже. Это, если хотите, провокация. Или попытка подвесить в обществе вопросы о роли художника, об идентичности и авторском праве.

Глава международного отдела печати и мультипликации дома Christie’s Ричард Ллойд С одной стороны, это выглядело как портрет XVIII-XIX века определенным образом. Мне понравился тот факт, что данная работа мало чем от них отличается. Если я возьму одно из изображений, произведенных Google DeepMind, которые, очевидно, иногда пугающие, иногда необычные, первая реакция людей на это была бы, что однозначно это работа не художника-человека, скорее всего, это компьютер, более того, сошедший с ума. Я хотел же, наоборот, чтобы люди, смотря на это, пытались подумать: «А что это? Странный портрет маслом? Не уверен». Я хотел бы, чтобы люди потом подходили к этой работе как к работе именно человека и только потом осознавали, что создана она искусственным интеллектом.

Людям все еще кажется, что искусственный интеллект – это что-то вроде сложной вычислительной машины. Алгоритмы станут привычнее, когда Тарантино снимет фильм по сценарию роботов. Когда Канье Уест вернется в чарты с хитами от нейросетей – тогда явление станет привычным и всем понятным. Пока же приходится спорить, например, о том насколько оригинален подобный контент. Ломают копья вокруг электронных копий. Продвинутые специалисты считают, что спор решится так же, как с цифровыми фотографиями. Сам собой. Прогресс в культуре необратим так же, как в науке. И восприятие искусства трансформируется вслед за технологиями. В музейном сообществе это понимают.

Искусствовед, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков Сегодня меняется наше представление о музее и это представление совершенно по-другому движется, потому что раньше, как писали в «Светском искусствознании» или советские критики, лучшая похвала выставки была такая: критик приходит на выставку и говорит, что нашел картину и перед этой картиной, действительно, хочется постоять и помолчать. Сейчас никто не хочет молчать ни перед какой картиной, у нас нет времени на то, чтобы молчать. Мы все куда-то движемся, и картины сами тоже не молчат, они тоже перемещаются, они тоже изменяются, потому что нынешний зритель не хочет быть пассивным существом, которому внушают какие-то истины, он хочет исполнять произведение сам, он хочет его видеть, смотреть, чувствовать, играть в него, становиться сам его частью, быть актером этого произведения.

Если короля делает свита, то робота-творца определяет его зритель. И неважно, идет ли речь о музыке, литературе или живописи. Ценность компьютерных произведений в будущем будет зависеть от уровня подготовки аудитории. Поскольку творчество – как ковер, из которого каждый вытащит свою ворсинку. Эмоциональным и богатым на метафоры оказалось выступление профессора СПбГУ Татьяны Черниговской. В качестве примера она привела свои впечатления от походов в Эрмитаж.

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская Тысячу раз я слышала, проходя мимо «Танца» Матисса, как проходят люди, и какой-нибудь с незамутненным сознанием посетитель говорит: «У меня сыну четыре года, он и получше нарисует». Это Матисс! Дело не в том, это искусственный интеллект или нет, а дело в компетентности того, кто смотрит и в огромной важности контекста.

Многие помнят, что летом в Эрмитаже прошла выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». Экспозицию посвятили тому, как влияет развитие технологий на современное искусство. В программе было полтора десятка художников и творческих коллективов из России, Саудовской Аравии, Италии, Германии и других стран. Отзывы посетителей оказались противоречивыми. С одной стороны, безусловно, интересно и смело, с другой - все же непривычно и странно. Но это была первая подобная выставка в традиционном музее и хочется верить, не последняя.

Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Карпулинг превратят в подобие такси
Соответствующий законопроект разработал Минтранс. Сообщается, что его основой послужил иностранный опыт.
Рынок краудфандинга в России рухнул более чем на 40%
Резкое снижение интереса к онлайн-платформам коллективного инвестирования зафиксировал Центробанк.
Петербургские компании стали закрывать чаще
С 2015 года количество юридических лиц в городе сократилось на 16%
Петербург намерен повторить феерию Чемпиона мира по футболу
К Евро 2020 город готовит специальную программу.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.