О том, что речь сразу же пойдет о потрете Эдмона Белами было понятно еще до начала встречи. О нашумевшем кейсе Business FM неоднократно рассказывал, но на всякий случай еще раз: ровно год назад на аукционе Christie’s в Нью-Йорке впервые в истории продали работу искусственного интеллекта. За немыслимые 432 тыс. долларов. Авторы проекта – трио французских студентов Obvious объяснили свою «выходку» идеями демократизации искусства. Мотивы организаторов торгов чуть более игривы и в то же время глубже. Это, если хотите, провокация. Или попытка подвесить в обществе вопросы о роли художника, об идентичности и авторском праве.
Людям все еще кажется, что искусственный интеллект – это что-то вроде сложной вычислительной машины. Алгоритмы станут привычнее, когда Тарантино снимет фильм по сценарию роботов. Когда Канье Уест вернется в чарты с хитами от нейросетей – тогда явление станет привычным и всем понятным. Пока же приходится спорить, например, о том насколько оригинален подобный контент. Ломают копья вокруг электронных копий. Продвинутые специалисты считают, что спор решится так же, как с цифровыми фотографиями. Сам собой. Прогресс в культуре необратим так же, как в науке. И восприятие искусства трансформируется вслед за технологиями. В музейном сообществе это понимают.
Если короля делает свита, то робота-творца определяет его зритель. И неважно, идет ли речь о музыке, литературе или живописи. Ценность компьютерных произведений в будущем будет зависеть от уровня подготовки аудитории. Поскольку творчество – как ковер, из которого каждый вытащит свою ворсинку. Эмоциональным и богатым на метафоры оказалось выступление профессора СПбГУ Татьяны Черниговской. В качестве примера она привела свои впечатления от походов в Эрмитаж.
Многие помнят, что летом в Эрмитаже прошла выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». Экспозицию посвятили тому, как влияет развитие технологий на современное искусство. В программе было полтора десятка художников и творческих коллективов из России, Саудовской Аравии, Италии, Германии и других стран. Отзывы посетителей оказались противоречивыми. С одной стороны, безусловно, интересно и смело, с другой - все же непривычно и странно. Но это была первая подобная выставка в традиционном музее и хочется верить, не последняя.