В Госдуму внесли законопроект, который обязывает работодателей следить за тем, сколько часов переработал сотрудник после окончания своей смены. Тем самым депутаты от ЛДПР во главе с председателем комитета по труду Ярославом Ниловым планируют ограничить ненормированный труд, который, согласно поправкам, должен продолжаться не более 120 часов в год. Подробности в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Речь идёт о корректировках в статью 101 Трудового кодекса, согласно которой ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым сотрудников могут эпизодически привлекать к исполнению своих обязанностей во внерабочее время. В отличие от сверхурочных работ, предполагающих повышенную оплату или предоставление дополнительного времени отдыха, продолжительность ненормированного рабочего дня законодательно не ограничена. «Необходимость» и «эпизодичность» — это оценочные категории, приблизительные ориентиры по которым ни законодательно, ни судами не установлены, отмечается в пояснительной записке. Продолжает руководитель практики трудового права юридической компании «Варшавский и партнёры» Михаил Герман:
Руководитель практики трудового права юридической компании «Варшавский и партнёры» Михаил Герман Предлагается приравнять ненормированный рабочий день к сверхурочной работе и отслеживать переработку. Если при сверхурочной работе вся переработка оплачивается в двойном размере, и сотрудники имеют возможность получить либо повышенную оплату, либо заменить часть переработки днями отдыха, то в отношении ненормированного рабочего дня такого условия не предусматривается. Предусматривается только введение дополнительного отпуска пропорционально отработанному времени, но не менее трёх дней. Что получим на практике? С одной стороны, у работника возникает право там на дополнительный отпуск не в три дня, а, допустим, в 10, помимо 28, однако фактически право на этот отпуск он реализовать не сможет, поскольку отпуск предоставляется по соглашению работодателя. Закон на сегодняшний момент не предусматривает возможность заставить работодателя дать сотруднику дополнительные 10 дней отпуска в период, когда он этого хочет. Всё это уходит в компенсацию отпуска при увольнении: когда сотрудник будет увольняться, у него появляется право получить оплату этих дополнительных 10 дней.
Депутаты ссылаются на результаты исследований. В 2021 году «Битрикс24» выяснил, что работать сверхурочно вынуждены 47% респондентов. В 2022 году опрос SuperJob показал, что больше 50% опрошенных регулярно перерабатывают в среднем на 28% от трудочасов, определённых трудовым договором. В 2024 году портал «Работа.ру» выяснил, что в 60% компаний сотрудники перерабатывают регулярно. Согласно международным расчётам россияне в среднем дополнительно тратят на работу 21,2 часа в месяц. Результаты исследований не меняются годами, статистика даже усугубляется, поскольку переработка стала частью корпоративной культуры в России, выгодной для работодателя, подчёркивают авторы поправок в Трудовой кодекс. Рассуждает генеральный директор кадрового агентства «HR Solutions» Алексей Дворник:
Генеральный директор кадрового агентства «HR Solutions» Алексей Дворник Рынок труда сейчас смещён в сторону работника. Возможное нововведение, безусловно, вооружит сотрудников ещё большей аргументацией против ожиданий, которые формулирует работодатель. С другой стороны, мы читаем аналитические записки и отчёты о том, что в Российской Федерации есть проблемы с эффективностью труда, то есть сотрудники часто не реализуют задачи, которые ставит перед ними работодатель. С этой точки зрения, поправки могут усложнить формирование договорённостей.
Часто трудовые споры между работником и работодателем возникают не из-за ненормированного рабочего дня, а по причине отсутствия учёта фактически отработанного времени. Это означает, что работники фактически начинают жить на работе, резюмируют депутаты. Продолжает адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Наталья Городнина:
Адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Наталья Городнина Было бы логично, если бы депутаты прописали электронную фиксацию, как это принято в Европе, во многих странах мира и некоторых крупных российских компаниях. Работник заходит, и программа чётко фиксирует время захода, обеда, выхода. Пока, в основном, на предприятиях предусмотрен только табель учёта рабочего времени. Кто его будет вести, как будет фиксироваться, как будет отражаться информация? По идее, его могут ввести так же, как и раньше, и работник к этому вообще не будет иметь никакого отношения. Кадровый сотрудник что-то поставил, работник нигде не расписался. Всё. Мы снова не можем отследить.
Добавим, что авторы поправок исключают их применение для руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров, а также для заключивших трудовые договоры членов коллегиальных исполнительных органов, поскольку организовать учёт времени их работы в неурочные часы не представляется возможным. В данном случае депутаты предлагают руководствоваться, например, локальными нормативными актами.