Петербург возглавил рейтинг регионов, в которых проще всего начать бизнес в торговле. Ключевой показатель — число подходящих помещений. Кроме того, в индексе учтены средняя стоимость квадратного метра торговой площади, число действующих торговых предприятий, а также средний чек в магазинах «Пятёрочка». Мнения экспертов выслушал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
Как отмечают авторы исследования — аналитики «Авито недвижимость» и торговой сети «Пятёрочка» — в рейтинге отражен уровень конкуренции в ретейле и платежеспособного спроса в каждом из регионов. Лидерами, помимо Петербурга, стали Ленинградская область, Москва и Московская область. Причём именно в таком порядке. Оценить результаты опроса мы попросили председателя Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова:
Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков Я бы начал с анекдота: «После проведённого социологами опроса выяснилось, что 99,6% россиян полностью удовлетворены своей зарплатой. Опрос проводился среди членов Государственной думы». На мой взгляд, приблизительно точно так же можно оценивать и результаты данного опроса. Когда мы говорим о торговле, надо понимать, что торговля не только сетевая. Торговля — это множество других форм, начиная от мелкорозничной в виде нестационарных торговых объектов, того, что мы называли колхозными рынками и так далее. Поэтому, когда сегодня речь идёт о торговле, надо понимать, что сеть это одно, а мелкая розница — совершенно другое. Если для сетевой торговли Петербург — чрезвычайно благоприятный город (он самый сетевизированный не только в России, но и среди множества европейских столиц), то для других форм торговли Петербург, мягко говоря, не является комфортным.
Отметим, что среди критериев, по которым Петербург оказался в лидерах федерального рейтинга, — число подходящих помещений и средняя стоимость «квадрата» торговой площади. О том, как ситуация с торговой недвижимостью меняется в динамике, рассказывает президент Ассоциации риэлторов Петербурга и Ленинградской области Игорь Горский:
Президент Ассоциации риэлторов Петербурга и Ленинградской области Игорь Горский Несмотря на то, что по большинству исследований Петербург является лидером по количеству квадратных метров торговых площадей на гражданина, проживающего в городе, показатель цены аренды, цены продажи и чека в Петербурге один из самых интересных. Это говорит о том, что помещения под торговую функцию очень востребованы, в том числе и во второй половине года. Это начало третьего и четвёртого кварталов. С мая по октябрь у нас 12 миллионов туристов, которые приезжают в Петербург, плюс около 7 миллионов проживающих в городе и области дают достаточно большой спрос на продукцию торговых точек. Вложения — ниже, чем в Москве, но по отдаче цифры очень похожи на Москву.
Ранее председатель комитета по промполитике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик рассказал, что в Петербурге насчитывается более 26,6 тысячи предприятий розничной торговли, там работают примерно 680 тысяч человек. За последние восемь лет оборот розничной торговли в городе вырос вдвое и превысил 2,3 триллиона рублей, это около половины оборота всего Северо-Западного округа. При этом каждая пятая покупка в городе происходит в Интернете, что почти в три раза превышает среднероссийский показатель.