Пожалуй, главное изменение в плане реставрации на 2023 год заключается в том, что власти решили сконцентрировать внимание на уже начатых ранее проектах. В конечный список попали знаковые ансамбли зданий улицы Зодчего Росси и Аничкова дворца, Смольный монастырь, Спасо-Преображенский собор, Московские триумфальные ворота, дома Бецкого и Гротена на Миллионной улице и другие объекты, рассказали ранее в КГИОП. Всего же речь идет о 44 зданиях, более 30 из которых начали приводить в порядок в прошлые годы. Старыми, к слову, остались и сметы, что создает дополнительные трудности. Впрочем, как заявила в ходе пресс-конференции в «Интерфакс» председатель Совета реставраторов Петербурга Нина Шангина, специалисты пока справляются с поставленными задачами:
Однако деньги это еще полбеды. Городу, по словам экспертов, остро не хватает реставраторов-профессионалов. Причем дефицит наблюдается уже далеко не первый год. Как следствие, профильные порталы завалены жалобами от петербуржцев, которые недовольны качеством ремонта фасадов исторических домов. Самые частые претензии: неаккуратность, использование некачественных материалов, а также фатальная порча декоративных элементов. И здесь впору вспомнить громкие скандалы последних лет, например, с «нимфой» на доме на углу улиц Восстания и Жуковского. В народе барельеф прозвали «степной бабой» из-за приобретенного в результате дилетантского подхода к восстановлению азиатского разреза глаз и больших скул. По мнению директора «Академии реставрации и дизайна» Ольги Добрыниной, ситуация начинает меняться, особенно в части подготовки молодых специалистов:
Стоит упомянуть и другой нюанс. Как ранее писал «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка, 90% заказов в сфере реставрации и реконструкции сегодня — это госконтракты. В итоге основной фокус смещен в сторону возрождения или сохранения ключевых объектов культурного наследия федерального значения, часть их которых действительно давно требовала комплексной работы. Другое дело, что многочисленные памятники регионального значения, которые также находятся в аварийном состоянии, вынуждены ждать своего часа с риском стать жертвой очередного новомодного девелоперского проекта.