Профессии урбанист не существует, как следствие нет единого стандарта обучения. Хуже того, потенциальные заказчики, будь то девелоперы или профильные комитеты городских администраций, воспринимают урбанистов негативно, - говорят эксперты. На сайтах вакансий отсутствует запрос на их услуги, а в случае трудоустройства от специалистов требуют выполнять типовую работу по мастер-плану.
Генеральный директор компании Human Creative Capital Екатерина Шарма У нас совершенно исключена теоретизация этой области. А как можно работать в какой-то области, не осмыслив ее? Поэтому вполне логично, что мы барахтаемся в этом непонимании, но гораздо, конечно, сложнее тем, кто не обременен неким знанием о предмете и вынужден просто прислушиваться, например, к Варламову, а это уж совсем печальная крайность. Опять-таки, Варламов появился именно у нас, это вина нашего профессионального, научного сообщества: мы очень долго не удосуживались выходить за рамки своих кабинетов, диссертаций и программ, оказывать некое давление на Министерство образования или культуры. Можно выйти в прямой диалог и с горожанами, и с молодыми умами, которые с жадностью могут поглощать хоть что-то, но это, конечно, крупицы по сравнению с тем, какой охват имеет популистский этот урбанистический контекст.
Одна из возможных проблем – нежелание горожан брать ответственность за окружающее их пространство. Именно поэтому, как считают некоторые аналитики, благоустройством до сих пор занимаются только чиновники.
Руководитель проектов Центра гуманистической урбанистики «UP» Олег Паченков С этим расширением критериев качества городской среды все не так здорово, как хотелось бы. С одной стороны, методички Минстроя у нас есть, где это записано, а с другой стороны – встречаясь с чиновником, вы слышите постоянно слова из серии РНГП, СНиП, где почти ничего не изменилось за последние десятки лет. Они вам постоянно говорят, чтобы вы не смели при них произносить слова «общественные пространства». Нет никаких общественных пространств, нет в документах, мы не можем проектировать общественные пространства, забудьте. Если вы приходите и говорите, что вы - урбанист и собираетесь проектировать общественные пространства, на этом разговор с вами закончен. Соответственно, ответ, который наклевывается из всего этого, заключается в том, что если вас не берут на работу, то вы создаете рабочие места себе сами вместе с другими такими же, как вы, людьми, которые хотят чуть большего, чем могут предложить, создаете собственное бюро, собственную студию.
Есть и другая сторона медали – это нежелание заинтересованных сторон искать компромисс. Причем успешный опыт совместной работы чиновников и урбанистического сообщества в России есть.
Доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Светлана ДаниловаВот тут, например, опыт «Малые города, исторические поселения» - конкурс федерального уровня. Во-первых, допустим, от Санкт-Петербурга, по-моему, там никого не было, но оставим Санкт-Петербург и Ленинградскую область – всего 3 проекта. Тогда выделялось 5 млрд на всю Россию. Татарстан унес с этого конкурса миллиард. Они вышли огромной, дружной командой. Вы бы видели это впечатление, которое они производили из зала, потому что они сделали не 3 проекта, они сделали 40 или 50 проектов, и 20 проектов у них победило, и они уже все построили за это время. Это говорит о том, что надо очень вовремя коммуницировать и выстраивать эти связи.
Можно вспомнить и проекты в Ленинградской области. Так, в конце декабря ландшафтные дизайнеры СПбГАСУ благоустроили поселок Виллози. На его территории появились детские площадки, пешеходный променад, парковки, а также дополнительное озеленение. Стоит отметить, что 47 регион намерен активнее сотрудничать с урбанистами. В 2020 году на креативные проекты планируют потратить около 1,5 млрд. рублей. Дополнительные субсидии на благоустройство заложены и в бюджете Северной столицы. На что пойдут средства, пока не известно.