Стоит подчеркнуть, что о написании машинной музыки заговорили далеко не вчера и даже не позавчера. Еще в 1843 году изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс предположила, что аналитическая машина Чарльза Бэббиджа способна сочинять композиции любой сложности и длины. А первые осмысленные образцы были представлены в 1951 году кибернетиками из США и СССР. Мелодии «Боже, храни Королеву», «Бе Бе Черная Овечка» и «Под настроение» сегодня, конечно, не поражают воображение, но в середине прошлого века они произвели настоящий фурор. Сейчас же цифровая музыка, похоже, готова к новому прорыву. Искусственный интеллект уже способен не только генерировать композиции, но и создавать неизвестные ранее жанры. «Живых» творцов это настораживает, но опасения их беспочвенны, — заявил в ходе пресс-конференции в НСН дирижер, член Международного союза музыкальных деятелей Павел Солдатиков:
О создании музыки, безусловно, нужно говорить с определенными допущениями. Нейросеть часто действует по определенному алгоритму или прописанному коду. Обучение системы происходит на сотнях и тысячах композиций, которые некогда были написаны человеком. Именно поэтому многие эксперты сходятся во мнении, что генеративные произведения не вызывают чувственной реакции слушателя. Хуже всего то, что в большинстве своем они примитивны, хотя, безусловно, есть и исключения. Комментирует композитор, создатель симфонии совместно с искусственным интеллектом Пётр Дранга:
Другой вопрос, кому принадлежат права на музыку, написанную искусственным интеллектом. И тут пока нет единого мнения ни в России, ни в мире. Теоретически владеть произведением может пользователь, который изначально формирует в системе запрос, но есть нюанс. Нельзя исключать, что конечным результатом станет лишь переработка ранее загруженных композиций, что может нарушать права их авторов. Некоторые из них, к слову, подходят к вопросу с практической точки зрения. Известная певица Граймс недавно разрешила использовать свой голос для генерации ИИ-музыки в обмен на половину от потенциальных гонораров.