Соответствующий проект, как пишет «Деловой Петербург» со ссылкой на городской комтранс, разрабатывает компания «ПК Транспортные системы». Эксперты, вместе с тем, относятся к инициативе с большой долей скепсиса.
Стоит напомнить, что еще в сентябре губернатор Александр Беглов заявил на заседании координационного совета по развитию транспортной системы петербургской агломерации, что организация движения трамваев по уже имеющимся рельсам позволит решить ряд задач, связанных с развитием так называемого «малого» метро. Сама же идея далеко не нова. В ряде стран Европы, например, существует «трамтрейн». С его помощью пассажиры могут добраться даже в соседние города всего на одном виде транспорта. Дело в том, что за границами населенных пунктов трамвай начинает копировать электрички. Он даже останавливается для посадки и высадки людей на тех же станциях. Мнение председателя комиссии по транспорту Заксобрания Северной столицы Алексея Цивилёва:
Председатель комиссии по транспорту Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилёв С точки зрения пассажира, обычного пользователя, все логично, потому что трамвай проще, он интегрирован в городскую среду, но на уровне хозяйствующих субъектов все гораздо сложнее. Трамвай — это городская история, а РЖД — федеральная. И у нас конфликт даже в том, что машинисты из метро уходят сейчас машинистами в электрички, потому что там зарплата на 30% выше. Или, например, почему мы ставим все эти путепроводы. Мы в свое время просили, давайте на Краснопутиловской вы нам сделаете так называемые «окна» и не будете вечером пускать поезда. РЖД нам ответило, что им наплевать на наш личный транспорт. Для них электрички и поезда грузовые в приоритете.
Эксперты также замечают, что поставить трамвай на ж/д-рельсы не просто и с технической точки зрения. Нужна, например, особая конструкция колесных тележек, чтобы транспорт мог проходить стрелки. Не стоит забывать о проблемах, которые возникнут при высадке пассажиров на высокие платформы, рассчитанные исключительно под электрички. В итоге проект обойдется в десятки миллионов рублей, что может негативно отразиться на стоимости проезда. Комментирует эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин:
Эксперт общественного движения «Город и транспорт» Владимир Валдин Эта тема вообще не для Питера, на самом деле. У нас есть единственный участок, где в более-менее «трамвайном» режиме работает железная дорога — это Сестрорецкая ветка. Все остальное нет никакого практического и технологического смысла переводить под трамваи. Такой вариант имел бы смысл, условно, в московской агломерации, которая сама по себе достаточно плотная. И потом, это достаточно специфичная технология, которая в России пока не апробирована. Все это существует на уровне концепции, поэтому здесь нужно 10 раз подумать, прежде чем ввязываться за что-то такое крупное.
Добавим, что идея интегрировать в одну систему различные виды транспорта витает в коридорах Смольного не одно десятилетие. В начале «нулевых», например, власти рассматривали возможность перевода на трамвайное движение Сестрорецкой линии, но идея так и осталась нереализованной. Сейчас ее реконструируют по обычным ж/д стандартам.