По данным на начало 2024-го в Петербурге было зарегистрировано 2 300 электромобилей. С учетом пополнивших статистику за 12 прошедших месяцев, теперь их, получается, около 3 500. При этом любопытно, что в Смольном в прошлом январе делились куда более оптимистичными прогнозами по развитию в городе этого экологичного сегмента личного транспорта. В частности, в обновленной региональной программе по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, на которую обратил внимание «ДП», было указано, что число электрокаров в городе может достигнуть почти восьми тысяч. Дальнейшие планы и вовсе выглядели наполеоновскими: 23 500 электромобилей в 2025 году и почти 58 тысяч — к 2026-му. По оценкам некоторых экспертов, эти цифры и год назад, в момент опубликования, выглядели не очень реалистичными, а с учетом всех событий минувшего года и вовсе могут считаться утопическими. Например, в третьем квартале 2024-го падение продаж электрокаров в Петербурге составило почти треть к аналогичному периоду 2023-го. И ждать обратной, положительной динамики пока не приходится, считает автоэксперт Роман Гуляев:

Что касается марок и моделей внутри общего объема электромобилей на улицах города, то первенство здесь держит премиальный китайский Zeekr. За минувший год в городе, по данным «Автостат Инфо», было зарегистрировано 533 таких машины. Далее с огромным отрывом идет Tesla — знаменитую американку купили всего 62 раза, причем от нее ненамного отстали пока малоизвестные Ora (48 штук) и Avatr (42 штуки) — также из Китая. Доля российских производителей электрокаров совсем невелика — «Эволюты» и «Москвичи» продавались в Северной столице еще реже. При этом, как отмечают некоторые эксперты, электрические машины остаются премиальным сегментом, поэтому невысокий спрос на них в принципе логичен. Однако, в структуру продаж по итогам года, безусловно, вмешались внешние факторы вроде высокой ставки по кредитам, изменений правил ввоза по параллельному импорту, а также подорожание самих «каров». Так, стоимость уже упомянутого Zeekr в Петербурге сейчас стартует от 5 миллионов, а «свежую» «Теслу» 2023 года с пробегом всего в 3 000 км прежний владелец, согласно объявлению на портале «Авто.ру», продает за 14,5 миллиона. При этом зампред комиссии по транспорту ЗакСа Дмитрий Павлов убежден, что электрокаров на городских улицах уже достаточно, а что касается инфраструктуры для них, то этот вопрос надо отдать на откуп частному бизнесу:

Добавим, что число зарядных станций для электромобилей к концу 2026-го года, по планам Смольного, должны довести до полутысячи. По данным за минувший год, в Северной столице работало чуть более 250 таких точек — часть из них открывается за счет бюджетных средств, часть — на деньги частных инвесторов, например, зарядный хаб у Московского вокзала. В среднем одна станция сейчас приходится на 11 электрокаров, что, по оценкам экспертов, является очень скромным инфраструктурным показателем.