Ассоциация компаний розничной торговли обратилась в кабмин с просьбой ограничить маркетплейсам возможность за свой счёт устанавливать скидки на товары в размере от 30% до 50%. По завершению акций резко падают продажи.
В Общественном совете при Федеральной антимонопольной службе заявили, что необходимо остановить ценовой демпинг со стороны маркетплейсов. По словам участников рынка, цифровые площадки целенаправленно занижают стоимость даже ходовых товаров, не спрашивая разрешения у самих продавцов. По сути, маркетплейсы вытесняют конкурентов, субсидируя скидки для покупателей в одностороннем порядке, что создаёт антимонопольные риски. Подробности — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
О том, что ситуация тревожная, свидетельствуют заголовки в прессе: на маркетплейсы жалуются салоны оптики, книжные магазины, гипермаркеты электроники и банки. Ассоциация компаний розничной торговли даже обратилась в правительство с просьбой ограничить маркетплейсы за свой счёт устанавливать скидки на товары в размере от 30% до 50%. Казалось бы, продавцы, которые реализуют свои товары на электронных площадках, должны быть довольны: маркетплейсы помогают им за свой счёт. Однако аналитики предупреждают, что после завершения акций, как правило, происходит резкое падение продаж. В свою очередь, представитель компании Wildberries & Russ в колонке для «Ведомостей» пояснил, что продавцы на маркетплейсах могут отказаться от участия в акциях. По его словам, ограничение скидок в электронной коммерции грозит обернуться рост цен на десятки процентов для обычных людей. При этом на заседании Общественного совета при ФАС гендиректор компании «Конструктор путешествий» Алексей Кожевников предостерёг от повторения истории с «Яндекс Такси».
Член общественного совета при ФАС России, гендиректор компании «Конструктор путешествий» Алексей Кожевников Раньше было большое количество коллег, которые предлагали услуги такси. Сейчас существует «Яндекс», который есть у каждого в телефоне, мы им пользуемся, но он один. Как только у нас дождик, непогода, соответственно, мы с вами видим, как «улетают» тарифы. Почему это происходит? По одной простой причине — демпинг приводит к сокращению предложения того или иного товара либо услуги. Мы должны это очень отчётливо понимать. И, главное, как следствие, — потеря управления собственным ценообразованием. Платформа может самостоятельно снижать цену товара, не уведомляя и не согласовывая свои действия с продавцом. В результате продавцы, даже при отказе от автоакции, по-прежнему лишены контроля над ценой своих товаров, не имеют доступа к информации о причинах её изменения и теряют возможность управлять собственной коммерческой политикой. Это нарушает баланс на рынке и способствует его монополизации.
На проблему обратил внимание Владимир Путин, который во время Петербургского международного экономического форума призвал депутатов Госдумы ускорить принятие законопроекта о регулировании цифровых платформ, в том числе маркетплейсов. Президент отметил, что существуют недобросовестные практики ведения бизнеса, включая нарушение конкуренции. Очевидно, что отрасль ждёт новое регулирование, поэтому участники рынка предлагают законодателю чётко разграничить маркетплейсы и классические розничные магазины. Рассуждает председатель Совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич.
Председатель Совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич Основное отличие маркетплейса от классической розницы не в том, что маркетплейс цифровой, а розница офлайновая, это не совсем так. Основное отличие — это схема владения товаром, а вследствие этого, соответственно, — вопросы налогообложения. Классическая розница, даже торгуя через собственный интернет-канал, который может быть очень большим, приобретает товар в собственность и продаёт его дальше с НДС. В свою очередь, маркетплейс не приобретает товар в собственность — с ним работают как раз малый бизнес, «упрощенцы» и так далее, а товар продаётся посреднически через цифровую платформу. Соответственно, со всего этого GMV НДС не уплачивается, уплачивается он исключительно с комиссии. Здесь как раз и кроется самая большая разница, надо смотреть. Конечно, тут же ещё возникают вопросы с применением «Честного знака», маркировки. Получается, что маркетплейс как крупная компания является налогоплательщиком всех налогов по-настоящему, обойдём пока вопрос с самозанятыми, а все игроки, которые с ним взаимодействуют, уже являются малым бизнесом. То есть мы имеем гигантские куски розничной торговли с триллионными оборотами, которые получают налогообложение малого бизнеса. Я думаю, что регулирование должно находиться где-то здесь.
Другие участники рынка также предупреждают о том, что схема работы маркетплейсов открывает простор для реализации серого импорта, ввезённого с занижением таможенной стоимости. Учитывая, с какой принципиальностью сейчас Минпромторг и Роспотребнадзор развивают систему маркировки «Честный знак», традиционные розничные магазины могут найти в них административных союзников.