Накануне около ста рестораторов и поставщиков со всей России провели онлайн-со вещание, по итогам которого было решено создать специальную рабочую группу по контролю над повышением цен. Каждое необоснованное, по мнению владельцев кафе и ресторанов, удорожание – повод для жалобы, которую будут пристально разбирать. Но это – в Москве. В Северной столице ситуация с ценниками такая же, поэтому представители отрасли планируют пойти по пути московских коллег. По мнению петербургских рестораторов, контролировать ситуацию могла бы межведомственная рабочая группа, в состав которой должны войти представители Комитета по промполитике и торговле, Федеральной антимонопольной службы и предприниматели. Создать ее планируют максимально оперативно. Организатор общественного движения «Союз независимых рестораторов», владелец «Бакунин Групп» Александр Романенко рассказывает, как сейчас, на фоне отсутствия принципиального контроля, ведут себя поставщики, и какие конкретно позиции дорожают.
В «мирное» время у поставщиков очень простая калькуляция – есть закупочная цена, чаще всего в евро, есть транзакционные издержки, связанные с логистикой и платежами, и есть наценка самого поставщика. Кроме этой самой наценки сейчас все составляющие колеблются в очень большом ценовом диапазоне синхронно с курсом валюты и непонятными перспективами. Теперь любой поставщик, который продает свой товар, должен снова купить евро и доллары, а на них - продукцию в том же объеме. Отсюда и повышение цен на уже отгруженные из-за границы товары, ведь выкупать новые партии придется уже по новым ценам. Впрочем, дорожает и то, что производится в России. Казалось бы, парадокс, ведь ничего ниоткуда везти не надо. Но генеральный управляющий ресторанами Арама Мнацаканова Александр Батушанский объясняет – все логично.
Что касается рынка транспортных услуг – а от цен на логистику во многом зависят цены у поставщиков и итоговая стоимость товара у потребителя – то, по словам представителей отрасли, тотального удорожания всех маршрутов в пределах пресловутых 20-30% пока нет. В цене повысились только отдельные направления, но из Москвы в Петербург, например, многие игроки рынка гоняют фуры еще по прежним тарифам. Но это, увы, временно, до того, как не начал «раскручиваться маховик». О грядущих изменениях на рынке транспортных услуг рассказывает начальник отдела логистики компании «Транскарго» Игорь Сбитнев.
Добавим, что ситуацией с импортом заинтересовались и на федеральном уровне. Правительство России определило перечень ранее ввезенных в страну товаров и оборудования, которые временно запрещается вывозить за границу. По сообщениям пресс-службы кабмина, в списке около двухсот наименований, среди которых технологическое, телекоммуникационное, медицинское оборудование, транспортные средства, сельхозтехника и электрическая аппаратура. Ограничение будет действовать до конца 2022 года.