Антон Силуанов заявил, что менять систему НДФЛ нецелесообразно. Ранее обсуждалось предложение закрепить уплату данного налога по месту регистрации гражданина, а не компании, в которой он работает. По словам министра финансов, нет гарантии, что люди, которые трудятся в другом регионе, пользуются инфраструктурой того региона, в котором прописаны. Кроме того, подобные изменения значительно осложнят администрирование, подчеркнули в Минфине. Тем не менее, в агломерации Петербурга и Ленобласти проблема обостряется с каждым годом. Мнения экспертов узнал шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.
Ещё один аргумент Силуанова заключается в том, что регионы развивают бизнес, создают новые производства, новые рабочие места и надеются на доходы, которые получат от развития экономики. Корректировка системы НДФЛ может создать риски того, что доходы, которые были созданы внутри одного региона, уходили бы в другие субъекты. В Минфине резюмировали, что видят необходимость в сохранении порядка, когда налог на доходы физлиц уплачивается непосредственно в том месте, где находится работодатель. Продолжает соавтор Конституции России, бывший полпред президента в Петербурге Сергей Цыпляев:
Соавтор Конституции России, бывший полпред президента в Петербурге Сергей Цыпляев Если рассуждать со стратегической точки зрения, то человек должен понимать, что его налоги уходят, в том числе и на развитие того места, где он живёт. В противном случае картина складывается так, что человек не участвует в этом процессе, поскольку налоги не оказываются на уровне местного самоуправления, которое и будет заниматься дорогами, благоустройством, детскими садиками и так далее. Конечно, налоги надо «приближать» к тому месту, где человек живёт, особенно его персональные налоги. Проще, конечно, сделать так, чтобы налоги за человека уплачивало предприятие, что у нас и происходит. Эта проблема завязана на один принципиальный, стратегический момент: наше стремление всё централизовать — и деньги, и принятие решений. Если мы не пойдём по пути разумной децентрализации и развития местного самоуправления, то этот вопрос не удастся сдвинуть с места.
Чтобы лучше понять масштаб, приведём официальную статистику Смольного. По данным на начало 2024 года, маятниковая миграция из Ленобласти в Петербург и обратно составляет почти 550 тысяч человек: утром – на работу в город, вечером — спать в область. Получается, что несколько сотен тысяч жителей Ленобласти платят НДФЛ в Петербурге, а расходы на строительство и содержание социальной инфраструктуры несут Ленобласть и её муниципалитеты. Кроме того, в пригородах активно возводятся пресловутые дома-«человейники». Чтобы исправить ситуацию, власти Ленинградской области с 1 июня вводят правило, согласно которому запрещено строить студии меньше 28 «квадратов». Инициатива правильная, поскольку перенаселённость чревата обострением многих, иногда неочевидных, проблем, подчёркивает адвокат Владимир Малашин:
Адвокат Владимир Малашин Очень серьёзная проблема коснулась судов, особенно судов общей юрисдикции. Из некоторых инстанций судьи просто уходят, увольняются — они уже не в состоянии работать в таких нечеловеческих условиях. Представьте себе, десять лет назад было определённое количество судов и определённое количество судей. За 10 лет, я так думаю, численность населения увеличилась очень серьёзно. Соответственно, увеличилось количество судебных тяжб. Сегодня мы видим, что решение изготавливается по полгода и более, дела рассматриваются долго и, соответственно, страдает качество. Взять, допустим, Всеволожский район. Как только построили Кудрово, Всеволожский суд сразу захлебнулся. Этот вопрос надо решать и решать одновременно с Верховным судом.
Один из возможных вариантов решения проблемы, по мнению экспертов, — развитие агломерации Петербурга и Ленобласти по примеру столицы. В 2012 году, в результате присоединения к Москве близлежащих муниципалитетов Московской области, площадь города увеличилась примерно в 2,5 раза. Рассуждает депутат Законодательного собрания Ленинградской области Никита Коваль:
Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Никита Коваль Наверное, самое простое, что можно сделать для решения этой проблемы, это передать территорию вдоль КАД на определённое расстояние в Санкт-Петербург, как это сделано в Новой Москве. Это просто, практично, но непопулярно. Рано или поздно Санкт-Петербург будет расти в сторону КАД-2. Не сложно посчитать, сколько регион теряет на налогах, уплачиваемых в Санкт-Петербурге. Совместный вариант решения этой проблемы надо согласовывать как с законодательными органами субъектов, так и на уровне губернаторов и исполнительной власти. Есть ещё более непопулярный, простой вариант решения проблемы — объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это так, ради шутки, но в каждой шутке есть доля правды. Это позволит нам, в том числе и сэкономить — сократится чиновничий аппарат, укрупнятся ГУПы и так далее, то есть будет общая, понятная, рабочая система.
Некоторая рассинхронизация в развитии агломерации Петербурга и Ленобласти наблюдается и в связи с введением курортного сбора. В апреле, выступая на заседании Законодательного собрания, губернатор Александр Дрозденко заявил, что город не проводил консультации с областью. Ситуация абсурдная, но формально туристы из соседнего региона, например, из Гатчины или Всеволожска, не входят даже в число льготников и обязаны платить курортный сбор при остановке в городских гостиницах, апарт-отелях и санаториях.