В ходе «точечных» проверок служб доставки в Петербурге правоохранители посетили более 30 пунктов получения товаров, где курьеры получают заказы. Всего в дарксторах полицейские выявили более 150 курьеров-мигрантов.
Сотрудники экономической полиции проверили службы доставки в Петербурге. В первую очередь, силовиков интересовал правовой статус курьеров, которые в большинстве оказались мигрантами, сообщили в полицейском главке. Тем временем в курьерских чатах пишут, что из-за рейдов мигранты отказываются выходить на работу, а горожане жалуются на задержку при доставке продуктов. Подробности — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
В полиции подчёркивают, что провели «точечные» проверки пунктов получения товаров, так называемых дарксторов, в которых курьеры получают заказы. Оперативники посетили более 30 таких объектов трёх крупных компаний курьерской доставки. При этом работа полиции была организована так, чтобы не блокировать деятельность пунктов выдачи товаров, отметили в ГУ МВД: из технологической цепочки выбывали лишь курьеры, которым пришлось «выйти из тени» по причине нелегального нахождения на территории России. Продолжает управляющий коллегией адвокатов «Барсуков, Милютин и партнёры» Дмитрий Барсуков.
Управляющий коллегией адвокатов «Барсуков, Милютин и партнёры» Дмитрий Барсуков Рейды по местам скопления возможных нелегальных мигрантов — дело уже практически привычное. Раньше они проводились на стройках, позже, как недавно, — на рынках, теперь вот дошли до дарксторов. Но про визиты в дарксторы слышу впервые. Как адвокат по уголовным делам, могу отметить, что понятие несколько обмельчало. Раньше дарксторы в даркнете были сложно законспирированной удаленной системой реализации разного рода запрещённых, изъятых из оборота вещей, а теперь мигранты по паре ваши кликов развозят оттуда салаты и выпечку прямо к вам домой. Подобные мероприятия — пожалуй, неплохой клапан для того, чтобы выпустить пар общественного настроения, показать, что работа ведётся, власти системно занимаются проблемой. Что будет дальше — ничего принципиально не изменится. Выдворят одних, к ним на смену придут другие и будут работать примерно также, но теперь те самые дарксторы перестанут быть скрытыми от глаз правоохранителя и станут такими же опасными для нелегалов местами, как стройки и рынки. Наверное, это чуть усложнит привлечение новых работников и чуть поднимет цены на доставку. В любом случае, претензии за это должны быть обращены не к правоохранителям, а к самим мигрантам, которые должны легализовывать своё положение в соответствии с требованиями закона.
В общей сложности полицейские выявили в дарксторах свыше 150 курьеров-мигрантов. Практически каждый третий из них находился не в ладах с миграционным законодательством России, подчеркнули в ГУ МВД. Нелегалов доставили в отделы полиции для привлечения к ответственности и решения вопроса о дальнейшем нахождении на территории страны. Проверка уже работающих в городе мигрантов — это агония, считает адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Ольга Кузнецова.
Адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Ольга Кузнецова Трудоустроенный мигрант — это, безусловно, мигрант, законно пересёкший границу, законно зарегистрированный, законно получивший разрешение на работу. Если мигрант прошёл все фильтры законно, зачем блокировать работу дарксторов, принося убытки предпринимателям, неудобства гражданам, сделавшим заказ? Мне кажется, что миграционные потоки на каждом этапе должны быть легализованы, а также отлажены механизмы адаптации. Важно развитие информационных сервисов для иностранцев. Например, на сайте ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области информация для иностранных граждан опубликована только на русском языке. Может быть, это покажется несущественным, но такие трудности подталкивают неопытных в миграционных вопросах иностранцев обращаться к своим знакомым знакомых, которые помогают пройти все стадии оформления пребывания за определённую плату. Я уверена, что многие мигранты даже не знают, что их пребывание в стране незаконно.
Для самих служб доставки такая работа несёт репутационные потери, отмечается в релизе ГУ МВД. Как правило, в этой сфере курьеры привлекаются по принципу агрегатора, а вопросами их правового положения занимаются фирмы, специализирующиеся на аутстаффинге. Рассуждает управляющий партнёр консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский.
Управляющий партнёр консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский Давайте посмотрим на это глазами потребителей. Если доставка осуществляется вовремя, качественно и вежливо, — никаких репутационных потерь, конечно, нет. Делает ли это легальный мигрант или нелегальный, потребитель этого не знает и знать, честно говоря, не должен. По большому счёту, это не совсем ответственность предпринимателя, потому что предприниматели отнюдь не бегают по рынку в поисках нелегальных мигрантов. Они обращаются к рынку труда с высоким спросом на рабочую силу, на так называемых «синих воротничков», и с учётом дефицита кадров на рынке они берут то, что могут. Сейчас у бизнесмена нет выбора, эту ситуацию нам создало государство.
Напомним, что в конце марта силовики и чиновники Смольного провели масштабный рейд в Апрессином дворе, в результате которого выявили 25 нарушителей миграционного законодательства и вручили повестки в военкомат 33 резидентам, которые не встали на воинский учёт. Кроме того, было демонтировано примерно 30 незаконных объектов, изъято шесть транспортных средств и один автоприцеп. Продолжает заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков.
Заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков Рейд проходит в 101 раз. Можно фотографировать полицейских, брать комментарии у чиновников, показывать шестерых мигрантов, которые что-то нарушили, а также ларёк, который сносят. Всё это вроде бы бурлит, получилась большая новость. Что она изменила? Ничего. Более того, как известно, 10 апреля будет внедрена система новых торгов, и вновь на огромные территории придут арендаторы. Как это можно признать? Власть не может это признать, потому что, как только власть начнёт говорить в моём стиле, тут же журналист задаст вопрос «Так вы, значит, ничего не можете? Так вы, значит, расписываетесь в безволии?». И так далее, и так далее. Поэтому надо произносить слова: они правильные, но выдранные из контекста времени и пространства.
Всего с начала 2025 года сотрудники ГУ МВД по городу и области проверили 230 мест концентрации иностранных граждан: это кафе, бары, рестораны и общежития. В общей сложности в отношении нарушителей составлено 462 административных протокола. В Смольном, в свою очередь, заявили, что регулярно проводят индивидуальные встречи с представителями национально-культурных объединений, автономий и землячеств.