Основная опасность для горожан, которую таит в себе инициатива правительства, заключается в возможности сократить этот самый перечень без согласования с кем-либо. То есть, условно, починить на собранные с жильцов средства в рамках платы за капремонт только крышу. А вот на замену лифта, которая, по оценкам экспертов, для девятиэтажного дома может обойтись в два, а то и в три миллиона, собирать дополнительные деньги. Вряд ли обладатели квартир в типичных петербургских домах готовы будут скинуться на такую роскошь — и это чревато устареванием оборудования и в целом общей деградацией жилого фонда, предупреждают эксперты. Сейчас список того, что город должен своим жителям, содержится во внутреннем распоряжении Жилищного комитета, но может быть дополнен нормативно-правовым актом правительства. То есть, по идее, вроде бы даже расширен, но, как убежден депутат ЗакСа Борис Вишневский, Смольный, возможно, рассчитывает делать за те же деньги меньше. По мнению парламентария, разрабатывать, обсуждать с экспертами и принимать этот перечень необходимо по аналогии, например, с Генпланом:
Такой утвержденный законом список работ, к тому же, помог бы петербуржцам отстаивать свои права в суде в случае некачественно проведенного ремонта их дома. Сейчас же таких гарантий у горожан нет, поскольку Фемида опирается именно на закон, а не постановления правительства. Кроме того, если бы список был закреплен законодательно, в него можно было бы вносить изменения, опираясь на мнения и пожелания горожан. Но в Смольном, похоже, прислушиваются больше к чиновникам из Жилищного комитета, которые не устают повторять о нехватке денег на капремонт и необходимости повысить взносы с жителей на реализацию программы в три раза. Сейчас, напомним, в зависимости от типа дома, петербуржцы платят в ФКР около 13 рублей с квадратного метра. То есть, для двухкомнатной квартиры площадью в 50 «квадратов» — около 650 рублей в месяц. Если увеличить сборы в три раза, эта цифра вырастет почти до двух тысяч, что неминуемо вызовет волну недовольства горожан. В Смольном это наверняка отчетливо понимают. И пытаются найти выход. Например, субсидируют ФКР в текущем году беспрецедентными 6 миллиардами. Но и этого, судя по всему, мало. И законопроект об утверждении перечня вполне может быть звеном в многоходовке на пути к выполнениям вожделенных показателей, но никак не связан с качеством домов петербуржцев. В этом убежден сопредседатель Союза потребителей России, руководитель «Школы ЖКХ» в Петербурге Анатолий Голов:
Добавим, что если рост тарифов на капремонт пока находится в стадии туманного планирования, то проезд в общественном транспорте с нового года в Северной столице вновь подорожает. Точных цифр в профильном комитете еще не назвали, но, как отмечал вице-губернатор Алексей Корабельников, рост будет в пределах официальной инфляции. То есть, почти на 5%. Таким образом, разовая поездка на метро может подорожать до 74 рублей, а в наземном транспорте — до 68.