ЦБ 27.11
$105.06
110.49
ММВБ 27.11
$
<
BRENT 27.11
$72.74
7642
RTS 27.11
738.93
Telega_Mob

Новое высшее: специалисты обсуждают последствия отказа от Болонской системы

Отказ России от Болонской системы образования не отразится на признании отечественных дипломов за рубежом, заявил глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков. Однако, российские вузы после частичного отказа от нее должны стать ближе к производству – такое мнение высказывают эксперты, отмечая, что в новых условиях учебным заведениям нужно плотнее сотрудничать с реальным сектором экономики.

Фото:Mikael Kristenson / unsplash - Источник

Говоря о переменах, специалисты отмечают, что ректоры вузов должны перестать быть своего рода чиновниками, а стать организаторами становления высококвалифицированных кадров. При этом, отказавшись от стандартов и систем типа Болонской, которые навязываются университетам сверху. Учебным заведениям хотят дать право решать самостоятельно, сколько времени может занять подготовка, не ориентируясь на принятые сейчас 4 года в бакалавриате и еще два – в магистратуре. Организовать этот процесс и создать все условия также должны сами вузы – в том числе и при постдипломном образовании в аспирантуре и докторантуре. Кроме того, как убеждены эксперты, систему высшего образования сейчас необходимо трансформировать под новые вызовы – как глобальные геополитические, так и внутренние российские. В частности, теперь то же машиностроение, станкостроение или фармацевтика получат новый виток развития и, следовательно, будут формировать запросы на кадры той или иной степени подготовленности. Как надо обучать молодежь в вузах в России в новых условиях – в рамках круглого стола в «Парламентской газете» рассуждает член комитета Госдумы по науке и высшему образованию, профессор Ольга Пилипенко.

Член комитета Госдумы по науке и высшему образованию, профессор Ольга Пилипенко Образование должно стать гибким. Мы должны предоставить такие возможности, условия, чтобы образование быстро реагировало на те изменения, которые происходят в обществе. Государственное регулирование, запросы общества, запросы личности - это те совокупности, которые должны встать в основе концепции образования.

Говоря о необходимости реформирования подходов к системе высшего образования, эксперты также используют термин «новая индустриализация», то есть интеграция науки, образования и производства. А среди недостатков Болонской отмечают один, но существенный: она прозападная. И отучившиеся по системе бакалавриата студенты в отсутствие в России привлекательных условий в довольно существенном числе случаев уезжают жить и работать в другие страны. В докризисное время это было не так ощутимо, но сейчас стране остро будут нужны кадры. Кроме того, качество образования при существующей в России с 2003 года Болонской системе, по мнению экспертов, вызывает вопросы – бакалавриат всегда будет проигрывать специалитету, оставшемуся в качестве альтернативы, особенно в технических вузах, а после реформы Андрея Фурсенко такую бакалаврскую форму обучения выбирали до 90% студентов. Сейчас в Госдуму уже внесен законопроект, который, по сути, предлагает вернуться к концепции 1996-го года: вузам, которым это необходимо, можно оставить действующую систему. Например, это касается РУДН, в котором иностранным студентам учиться так будет удобнее и привычнее. Остальным же – дать больше самостоятельности и вернуть подготовку специалистов. О грядущих изменениях рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин Надо изменить соотношение подготовки в пользу специалиста. Мы считаем, что нужно прекратить подготовку по непрофильной магистратуре. Иначе даже на этом уровне появляются волшебники-недоучки. Нужно сохранить гибкость образовательной программы. Почему бы специалисту не дать возможность, если есть необходимость, получить магистерское образование? Условно говоря, инженер не может найти работу по какой-то причине, хочет теперь стать учителем математики и физики. Пожалуйста, магистратура: сдайте математику и физику, подучи методики образования и иди работать. Но надо прекратить то, что обеспечивает нам низкое качество образования. В этом смысле мы входили в Болонский процесс по идеологическим мотивам без большого ума. А вот выходить надо профессионально и с умом.

Отметим также, что Валерий Фальков уже назвал несколько основных принципов, на которых будет строиться новая система образования в России. Среди них: направленность на развитие интересов страны, открытость, фундаментальность, гибкость и практичность.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

В Петербурге обсуждают громкое уголовное дело, связанное с мигрантами. На этот раз под арестом оказался ректор Санкт-Петербургского реставрационно-строительного…
Соответствующее предложение Минфина будет рассмотрено профильным комитетом Госдумы в понедельник, 21 октября.
Причем речь идет не только о тех, кто закончил 9-й класс, но и об одиннадцатиклассниках. Таков результат исследования Высшей школы экономики, озвученный…
Согласно данным Банка России, ставка в I и во II декадах апреля была на уровне 14,83%.

Комментарии

    105
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.