Говоря о переменах, специалисты отмечают, что ректоры вузов должны перестать быть своего рода чиновниками, а стать организаторами становления высококвалифицированных кадров. При этом, отказавшись от стандартов и систем типа Болонской, которые навязываются университетам сверху. Учебным заведениям хотят дать право решать самостоятельно, сколько времени может занять подготовка, не ориентируясь на принятые сейчас 4 года в бакалавриате и еще два – в магистратуре. Организовать этот процесс и создать все условия также должны сами вузы – в том числе и при постдипломном образовании в аспирантуре и докторантуре. Кроме того, как убеждены эксперты, систему высшего образования сейчас необходимо трансформировать под новые вызовы – как глобальные геополитические, так и внутренние российские. В частности, теперь то же машиностроение, станкостроение или фармацевтика получат новый виток развития и, следовательно, будут формировать запросы на кадры той или иной степени подготовленности. Как надо обучать молодежь в вузах в России в новых условиях – в рамках круглого стола в «Парламентской газете» рассуждает член комитета Госдумы по науке и высшему образованию, профессор Ольга Пилипенко.
Говоря о необходимости реформирования подходов к системе высшего образования, эксперты также используют термин «новая индустриализация», то есть интеграция науки, образования и производства. А среди недостатков Болонской отмечают один, но существенный: она прозападная. И отучившиеся по системе бакалавриата студенты в отсутствие в России привлекательных условий в довольно существенном числе случаев уезжают жить и работать в другие страны. В докризисное время это было не так ощутимо, но сейчас стране остро будут нужны кадры. Кроме того, качество образования при существующей в России с 2003 года Болонской системе, по мнению экспертов, вызывает вопросы – бакалавриат всегда будет проигрывать специалитету, оставшемуся в качестве альтернативы, особенно в технических вузах, а после реформы Андрея Фурсенко такую бакалаврскую форму обучения выбирали до 90% студентов. Сейчас в Госдуму уже внесен законопроект, который, по сути, предлагает вернуться к концепции 1996-го года: вузам, которым это необходимо, можно оставить действующую систему. Например, это касается РУДН, в котором иностранным студентам учиться так будет удобнее и привычнее. Остальным же – дать больше самостоятельности и вернуть подготовку специалистов. О грядущих изменениях рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
Отметим также, что Валерий Фальков уже назвал несколько основных принципов, на которых будет строиться новая система образования в России. Среди них: направленность на развитие интересов страны, открытость, фундаментальность, гибкость и практичность.