За минувший год в Петербурге состоялась тысяча киносъёмок.
Одним из ярких примеров съёмок можно назвать фильм «Пророк. История Александра Пушкина», который на днях вышел в прокат. В некоторые исторические локации города и окрестностей кинематографисты были допущены впервые. О том, какие ленты в последнее время снимались в культурной столице, и почему, несмотря на целый ряд громких премьер, в Петербурге продолжают закрываться кинотеатры, выяснила обозреватель Business FM Петербург Валерия Шимаковская.
Съёмки байопика «Пророк. История Александра Пушкина» проходили в различных локациях, среди которых — дворцовые конюшни в Петергофе, Розовый павильон в Павловском парке, Юсуповский, Строгановский и Мраморный дворцы и Государственный архив ВМФ. Согласно прогнозу «Бюллетеня кинопрокатчика», сборы за первые дни могут составить полмиллиарда рублей. О том, как удалось добиться разрешения на съёмку и об особенностях местных кинозрителей, рассуждает член Союза Кинематографистов России, продюсер фильма «Пророк» Пётр Ануров:
Член Союза Кинематографистов России, продюсер фильма «Пророк» Пётр Ануров Для нас стало большой радостью то, что нас приняли в музее-квартире Пушкина на Мойке, 12. Спасибо за это заведующей Галине Седовой. Мы старались снимать и в пригородах (в частности, в Петергофе), и, конечно, в Петербурге: в конюшнях Бенуа, во Мраморном дворце. Во дворе Капеллы, который сыграл роль двора особняка Голицыной, построили целую декорацию с воздушным шаром. Петербург — главная российская площадка для съёмок фильмов. Сейчас мы снимаем третью картину подряд в Петербурге — «Битва моторов». Питерский зритель, на мой взгляд, более требовательный, осторожный. Он не раздаёт авансов картине, особенно когда речь идёт о российском кино. Приглядывается, не бежит сломя голову на рекламу. На премьерах питерская публика более сдержанная, чем, например, московская. Она относится с лёгким недоверием, сомнением. Но если покорить её фильмом, то она, конечно, отдаст те эмоции, которые довольный зритель может подарить создателю.
В прошлом году Смольный выделил 250 миллионов рублей компаниям, снимающим фильмы в Северной столице. Однако данной суммы, полагают кинематографисты, недостаточно. Ещё одна проблема индустрии в городе связана с длительным сроком согласования и получения разрешения на съёмку. Что касается помещений и реквизита, то получить их в аренду можно на Ленфильме. О нехватке средств на реализацию проектов, а также об инициативах, которые позволили бы развить городской кинематограф, рассказывает ответственный секретарь петербургского отделения «Союза кинематографистов» России Александр Бабаян:
Ответственный секретарь петербургского отделения «Союза кинематографистов» России Александр Бабаян В год на кино город выделяет 250 миллионов. Но такая поддержка распределяется среди петербургских студий и принципиально не изменяет ландшафт. Этих денег явно недостаточно. Единственный способ развития киноиндустрии в городе — это создание большой студии, которая бы аккумулировала творческие кадры, была бы базой для практики студентов Института кино и телевидения. Так была бы создана нужная творческая среда. Тогда мы сможем говорить о том, что ленинградская школа восстанавливается. Нужен источник гарантированных финансирований. Пока этого не произойдёт, продолжится перетекание кадров в Москву и использование Санкт-Петербурга как декорации под открытым небом.
Другой проблемой является самочувствие кинотеатров. Одним из самых громких было закрытие зала в гостинице Англетер. Кроме того, как подсчитали в NF Group, за последние 5 лет на четверть сократилась и площадь кинотеатров в торговых центрах. Комментирует актриса, продюсер, экс-директор Петербургского кинофорума Мария Авербах:
Актриса, продюсер, экс-директор Петербургского кинофорума Мария Авербах Кинематографисты снимают фильмы именно для того, чтобы зрители смотрели на большом экране. А этого практически никогда не происходит. Это потеря и болезненный разрыв между зрителями и производителями. Также не хватает современной аппаратуры, нет возможности её обновлять. Компания «Нева» перестала заниматься поставкой оборудования в кинотеатры. Тенденция не очень радостная.
Добавим, что ранее Смольный планировал поддержать кинотеатры с помощью выдачи детям и подросткам билетов на фильмы школьной программы. Подобные инициативы действуют в различных городах. Что касается кинопроизводства, то на поддержку фильмов в стране в следующие пять лет собираются дополнительно выделять примерно по 2,5 млрд рублей ежегодно.