«Не понял юмора». В СПбГУ выяснили, почему молодые люди не любят анекдоты. Одна из наиболее вероятных причин – сложности с восприятием многозначных текстов. Исследование опубликовали в журнале «Вопросы психолингвистики».
В основном общение миллениалов проходит в интернете. Вероятно, поэтому анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные сообщения. Концентрация внимания требует высокой когнитивной нагрузки, которая иногда «оказывается для респондентов непомерной». Также неприятие подобных шуток может говорить о дефиците понятийного мышления.
При этом потеря интереса к анекдотам свидетельствует об очередном витке эволюции жанров. Так, сам этот вид историй пришел на смену частушкам и бывальщинам. Теперь в повседневном потоке информации людям проще и удобнее смеяться над мемами.
С такой точкой зрения легко поспорить. Ведь и анекдоты не всегда представляют собой сложные и многослойные тексты.
Годом ранее Высшая школа экономики опубликовала исследование о современных подростках. Специалисты не обнаружили ни «многозадачности», ни особенной «цифровой грамотности», ни склонности к суициду, которые обычно связывают с «поколением Z». Ученые пришли к выводу, что большинство ассоциирующихся с современной молодежью «особенностей» вовсе не являются таковыми. Подростки «цифровой эпохи» практически ничем не отличаются от своих предшественников.
При этом эксперты подчеркивали, что массовые проблемы с вниманием у молодежи – это миф. Массовое заблуждение началось с газетной утки. Несколько лет назад западные СМИ опубликовали исследование, приписываемое Microsoft. В тексте говорилось, что средняя длительность удержания произвольного внимания пользователей составила около 8 секунд. В 2000-м году скорость была на 4 секунды выше. Причиной отставания были названы современные цифровые технологии. Однако позже в «Бибиси» обратили внимание на то, что найти этот доклад и тем более связать его с работой Microsoft не представляется возможным.