В Северной столице предложили запретить иностранцам работать водителями общественного транспорта. Соответствующее письмо депутат Заксобрания Андрей Рябоконь направил вице-губернатору Кириллу Полякову. Эксперты, впрочем, призывают не рубить с плеча, а подойти к проблеме взвешенно, учитывая опыт других регионов.
Как подчеркнул парламентарий, от горожан поступает множество жалоб на поведение мигрантов. Речь идет как об опасном вождении и не знании русского языка, так и о банальном хамстве в адрес пассажиров. Еще одно предложение — повысить бюджетные выплаты компаниям-перевозчикам ради обеспечения более конкурентных условий для найма сотрудников. Сама идея, заметим, не нова. По этому пути, например, уже пошли Магаданская и Воронежская области, а также Приморский край. Другой вопрос, по силам ли подобное мегаполису, учитывая наличие серьезного дефицита кадров в транспортной отрасли. Андрей Рябоконь, впрочем, в этом не сомневается:
Депутат Законодательного собрания Петербурга Андрей Рябоконь Я бы рассмотрел ситуацию со стороны перевозчиков, потому что коммерческие организации, конечно же, ориентированы на извлечение прибыли. И работа мигранта, иностранного гражданина, конечно, им более выгодна. Можно платить меньше заработную плату, можно не соблюдать условия труда, режима работы и отдыха. И если освободить эти места, а также предложить достойную заработную плату и дополнительный социальный пакет, то они будут заняты нашими гражданами, в том числе приезжающими из других субъектов Российской Федерации. Я думаю, что в Петербурге много достойных мест работы, но качество водителей, конечно же, нужно улучшать.
В администрации города пока не спешат с категоричными заявлениями, но напоминают, что транспортная отрасль Петербурга напрямую зависит от внешнеэкономических и внутренних факторов. Поэтому спрос на квалифицированные кадры традиционно высок. Подтверждает это и статистика. На данный момент лидирующей сферой по числу мигрантов в Петербурге является административная деятельность и сопутствующие услуги. Здесь, по данным Смольного, работает около 65 000 приезжих. Далее идут строительство, обрабатывающие производства и торговля. Транспорт же замыкает пятерку, но в абсолютных цифрах там трудится около 35 000 выходцев из соседних республик. Если же брать конкретно автобусы и троллейбусы, то общий штат водителей в автопарках составляет более 9 000 человек. Сколько из них иностранцы — история умалчивает. И это не случайно, считает зампред комиссии по безопасности Общественной палаты России Александр Холодов:
Автоэксперт, зампред комиссии по безопасности Общественной палаты России Александр Холодов Если мы сейчас из общественного транспорта будем убирать мигрантов, то мы или увидим, что ничего не изменилось, или увидим, что до этого все контролирующие органы вообще не работали. Ведь у нас давным-давно действуют закон, в котором написано, что работать в коммерческой компании можно только с российским водительским удостоверением. И, естественно, те мигранты, которых мы опасаемся, они вряд ли сдадут экзамен в ГИБДД, получат права. Поэтому предлагаемый закон, на мой взгляд, полезен не в плане запретов, а в плане выстраивания правильной юридической конструкции. То есть сначала мы выдавливаем мигрантов из определенной профессии, а дальше мы можем подумать, где еще мигранты нам не нужны, где они не приносят пользу российской экономике, а работают только на себя.
Осторожно к вопросу мигрантов подходит большинство субъектов. Упомянуть стоит Ленобласть, где недавно также запретили иностранцам садиться за руль, но только в такси. Ограничение, согласно постановлению губернатора Александра Дрозденко, действует до конца года, но скорее всего оно будет пролонгировано.