Выводить прибыль из России, уплачивая символические проценты, станет сложнее. Ранее Владимир Путин поручил обложить 15%-м налогом доходы в виде дивидендов и процентов, которые перечисляются на зарубежные счета.
Королевство Нидерландов повышать ставку отказалось. В Москве же считают, что нежелание идти на компромисс сохраняет каналы вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения. По подсчётам Минфина, в 2018 году объём выплат по процентам и дивидендам превысил 410 млрд рублей, в 2019 он составил примерно 340 млрд. Что произойдёт, если российско-нидерландское соглашение всё-таки будет разорвано?
Управляющий партнёр юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев Дивиденды будут облагаться по ставке 15% вместо 5%. Также прекратит действовать льгота, позволяющая облагать только в Нидерландах доход от продажи акций долей в российских компаниях, более половины активов которых представлено недвижимым имуществом. И налог в этом случае будет 20%. Но возникает куча других неудобных ситуаций, например, прекратят действовать критерии определения резидентства в спорных случаях, не будет взаимосогласительной процедуры, не будет возможности зачесть в России налоги, уплаченные в Голландии, будет приостановлен обмен налоговой информацией. Российские резиденты потеряют возможность освободить прибыль нидерландских КИК (контролируемых иностранных компаний) от налогообложения в России.
Ранее российским властям удалось договориться с Кипром, Люксембургом и Мальтой повысить базовую ставку налога на дивиденды и проценты до 15%. В некоторых случаях, в качестве исключения, выплата будет составлять всего 5%. Например, в договоре с Кипром и Мальтой под льготу попадут институциональные инвестиции. Также на послабление смогут рассчитывать публичные компании, не менее 15% акций которых находится в свободном обращении, и владеющие не менее 15% капитала компании, выплачивающей эти доходы, в течение года. О наметившемся тренде рассуждает директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов.
Директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов Ряд крупных компаний, насколько я помню, тот же Яндекс, имеют головную компанию, юридически связанную с Голландией. Как минимум, подобные компании будут испытывать какие-то неудобства, они должны будут каким-то образом перезаключать договора, переоформлять отношения. Тезис о выводе денег, с точки зрения экономики, достаточно спорный. Государство естественным образом преследует свои интересы. И логику в попытках ограничить, как говорится, вывод денег, можно найти, но есть и логика предпринимательства, которая совершенно естественным образом хочет уменьшить налоговое бремя. Как мне кажется, постепенно, неуклонно происходит ужесточение условий ведения бизнеса.
В Минфине также предложили изменить налоговые соглашения с Гонконгом, Сингапуром и Швейцарией. Таким образом будет охвачено более 90% выплат в транзитные юрисдикции, что позволит дополнительно пополнить бюджет. В правительстве рассчитывают, что увеличение налога на доходы в виде дивидендов и процентов, которые перечисляются за рубеж, должно поддержать национальную экономику и социальные программы.