Государственный Эрмитаж собирается значительно расширить сотрудничество с Китаем. Причем речь идет не только о совместных выставках, которые есть и сейчас. Например, еще в конце 2024 года в Главном штабе открылась вторая очередь постоянной экспозиции «Культура и искусство Китая». Экспонаты четырех новых залов охватывают период с древности до XVII века. Не менее важно, как рассказал в ходе пресс-конференции в ТАСС генеральный директор музея Михаил Пиотровский, — это обмен специалистами, запланированный на ближайшую перспективу. Они, в числе прочего, будут создавать копии уникального пещерного ансамбля в Дуньхуане, а также вещей из монастырей на Шелковом пути:
Михаил Пиотровский о Китае:
По правильному пониманию музейных контактов с китайскими коллегами, первое дело — это люди. Так вот, у нас сейчас большой договор с музеем Запретного города, с Гугуном, и с Национальным музеем Китая, они находятся друг напротив друга, — прежде всего, об обмене специалистами туда и сюда. Эти специалисты будут готовить серию больших выставок, которые мы будем делать как совместные и обменные — частично здесь, частично там. С Гугуном у нас будут выставки, посвящённые императорским дворам, а также взаимодействию и связям императорских дворов. С Национальным музеем Китая ещё окончательно не определились. Мы не спешим, как и полагается в нормальной китайской культуре.
Кроме того, директор музея затронул тему искусственного интеллекта, а именно использования его в музейном деле. Пиотровский подчеркнул, что нейросеть уже способна самостоятельно подготовить до 50% стандартных выставок. И здесь стоит напомнить, что в Главном штабе еще несколько лет назад была представлена экспозиция, которая полностью состояла из работ ИИ. Именно поэтому перед профессионалами стоит задача делать то, на что не способны современные технологии:
Михаил Пиотровский про искусственный интеллект:
Надо полагать, что искусственный интеллект сам может делать выставки. И не только выставки. Например, сейчас, с приходом бесплатного искусственного интеллекта, я каждое выступление сначала заказываю ИИ. Вот сейчас выступал в политехническом университете с разговором о том, как мы можем с ним сотрудничать. Сначала я запросил Deepseek, два раза с разницей в три дня. Он дал два разных ответа, причём самые интересные были в первом, а во втором уже их не было. Потом ИИ создал программу, в которой оказались многие интересные вещи — что было в первом и вылетело во втором. Самое интересное, о чем никто никогда у нас не говорил, — это то, что, кроме всяких 3D-технологий, оцифровки, можно высчитать, что случится с предметами через 50 и 60 лет. Вот то, что надо планировать, то, о чем мы, в общем, никогда не думали. То есть мы задумываемся и теоретически знаем, что все разрушится. Вот пример того, где действительно можно использовать совет искусственного интеллекта, ну а дальше — дело.
Упомянул глава музея и о будущих выставках в Зимнем дворце с акцентом на инклюзивность. Это тот случай, когда экспонаты можно не только изучать глазами, но и трогать. Одна из экспозиций, к слову, посвящена упомянутому ранее Китаю:
Михаил Пиотровский о выставках:
У Эрмитажа огромная программа, которая называется «Инклюзия», «Инклюзионная программа». Сейчас мы регулярно открываем экспозиции, где выставлены вещи, которые можно трогать. Такой, например, у нас является античная экспозиция, знаменитая выставка с коврами. Сейчас мы открываем подобную в Китае. Там будут выставлены вещи именно для того, чтобы их можно было трогать, и их будут трогать. Это те новые музейные вещи, на которых мы строим свои выставки. Теперь всякая выставка должна иметь ту часть, которую можно потрогать.