Самым простым решением для клиентов подсанкционных банков сейчас стал перевод обслуживания в другие, не такие большие кредитные организации, которых действие ограничений коснулось минимально. То есть, начался процесс некой концентрации клиентов в таких «неподсанкционных» финансовых организаций. Однако, как считает замглавы Минфина, которого цитирует радиостанция Москва FM, сосредотачивать определенные виды экономической активности в одном месте неправильно. По словам Моисеева, это упростит работу OFAC – подразделению Министерства финансов США, которое занимается вопросами финансовой разведки, планированием и применением экономических и торговых санкций с целью поддержки американской национальной безопасности и внешней политики. А появление на российском финансовом рынке новых игроков в теории запросто может спутать карты и позволит российской экономике преодолевать санкции с меньшими потерями. Однако, председатель совета директоров банка ПСКБ Владимир Прибыткин убежден, что сейчас в этом нет необходимости из-за не слишком благополучного инвестиционного климата.
При этом, по мнению экспертов, тех 60 банков, которые не попали под ограничения и могут продолжать валютные операции, вполне достаточно для поддержания нормальной внешнеэкономической деятельности. Это не очень большие, не связанные с государством финансовые организации, которые не работают с санкционными продуктами и ведут себя достаточно аккуратно. И искусственно, по велению Минфина, увеличить их число невозможно. Все же банк – слишком прозрачная структура, у которой четко должен быть определен владелец. Кроме того, для создания такой организации с нуля нужно достаточно большое количество денег, с учетом всех операционных издержек вроде комплаенса, аудита и затрат на высокую автоматизацию. Некоторые специалисты допускают возможность появления неких квази-банков при участии государства, но они будут непрозрачными, и ни одна иностранная финансовая организация не откроем им коррсчета. То есть, даже при непопадании под санкции вести внешнеэкономическую деятельность они не смогут. Заявление представителя Минфина комментирует председатель комитета по финансовым рынкам «ОПОРЫ РОССИИ» Павел Самиев.
Добавим, что за последние пять лет число банков в России сократилось почти вдвое – с 575 по состоянию на 1 января 2017-го года до нынешних 328. Чаще всего финансовые организации прекращают деятельность из-за отзыва лицензии ЦБ. Только в прошлом году по этой причине с рынка ушло 20 игроков.