Начнут ли российские должники массово отказываться от своих кредитов? Накануне стало известно, что число личных банкротств в стране побило рекорд. Обещанное удешевление процедуры грозит банковским кризисом и подорожанием кредитов, опасаются некоторые эксперты.
По закону, банкроты — это заёмщики, которые задолжали более 500 тыс. рублей и не вносили платежи дольше трех месяцев. С января финансово несостоятельными объявили себя почти 50 тыс. человек, пишет РБК со ссылкой на Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Это почти треть от общего количества банкротов, зарегистрированных за 4 года. Статистика учитывает как физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. И это при том, что сейчас процедура довольно дорогостоящая и обходится в среднем в 200 тыс. рублей. В сентябре министр экономического развития Максим Орешкин назвал эту сумму неподъемной. По его словам, ведомство намерено снизить стоимость услуги до 10 тыс.
Если подобный законопроект будет принят, количество неплательщиков резко возрастет, полагают некоторые эксперты. Тогда, с одной стороны, с рынка уйдут проблемные микрофинансовые организации. С другой, списание долгов может серьезно ударить по банковскому сектору.

Потенциальных банкротов в России, действительно, гораздо больше. Об этом свидетельствуют данные Объединенного кредитного бюро. По статистике за первое полугодие 2019-го, объявить себя неплатежеспособными могут 750 тыс. человек. Но это немногим более 1% от всех заемщиков, и резкого всплеска в ближайшие годы опасаться не стоит.

По данным «Федресурса», процедуру банкротства чаще всего инициируют сами должники. На такие дела приходится почти 90% всех производств. В подавляющем большинстве случаев у должника нет имущества, которым можно было бы расплатиться по долгам.
По состоянию на первое полугодие, банки требовали с заемщиков более 100 млрд рублей. Взыскать удалось менее 4-х. Ранее банкротам предложили аннулировать также штрафы ГИБДД и налоги. Пока такая возможность есть лишь у индивидуальных предпринимателей. Законопроект внесли на рассмотрение Госдумы 2 октября.