По версии следствия, группа под руководством Израйлита закупала для нефтебазы «Транснефти» в Усть-Луге вместо качественных труб более дешевые, присваивая себе разницу и выводя ее за рубеж. Примечательно, что эта информации появилась в деле после изъятия у таможни спецдекларации, поданной Израйлитом в рамках «амнистии капиталов». В июне же адвокаты сообщили, что ключевой вещдок пропал из материалов расследования. Позже выяснилось, что ФСБ вернула документ в ФНС, что возможно лишь в исключительных случаях. Судебные перипетии обозреватель Business FM Петербург Максим Тихонов обсудил с корреспондентом интернет-издания 47News Виктором Смирновым, который следит за громким делом:
Максим Тихонов: Виктор, на этапе предварительного расследования уже были попытки вызвать на допрос Токарева в качестве свидетеля, но успехом они не увенчались. Теперь его вызывают в суд. На ваш взгляд, что изменилось?
Виктор Смирнов: Первое – формальное – совершенно логично, что, если «Транснефть» в деле потерпевшая сторона, руководитель этого предприятия, неважно, это ООО «Шаверма» или Транснефть, он вызывается в суд для того, чтобы суд его опросил, чтобы ему задали вопросы защитники, чтобы сторона обвинения задала вопросы. Второе – это мое субъективное – судья, как мне кажется, Морозова, поскольку дело резонансное, она делает всё, чтобы к ней не было вопросов после оглашения приговора, то есть вы не сделали то-то. Она идет по процедуре и делает всё возможное, чтобы оспаривать решение было сложнее и чтобы не было придирок формального характера.
Максим Тихонов: Напомню, что ранее еще защита заявила ходатайство об отводе судьи.
Виктор Смирнов: Действительно, на предыдущем заседании защита говорила о том, что судья необъективна из-за того, что, как полагает защита, у нее есть некая зависимость от сотрудников ФСБ, следственная служба которой расследовала уголовное дело, но Морозова не усмотрела никакой своей связи, видимо, с сотрудниками ФСБ и отказала в отводе.
Максим Тихонов: Какие вопросы есть у адвокатов Израйлита собственно к Токареву?
Виктор Смирнов: Если случится чудо, и он явится в суд, то, я полагаю, защита вцепится в него мертвой хваткой и будет задавать ему десятки, если не сотни вопросов, потому что за время расследования их накопилось очень много. Но основное – и это адвокаты проговорились – как Токарев, как «Транснефть» принимала решение заключить договор со структурой Израйлита на строительство объекта в Усть-Луге, и в чем они понимают объем Израйлита. Они же как потерпевшие должны говорить, и здесь адвокаты будут пытаться ловить на неких фактических логических несоответствиях. Но опять же оговорюсь, сложно представить, что судья приводом оформит Токарева и его доставят в зал заседаний принудительно – вообще фантастика. Но если господин Токарев явится, то, конечно, это будет неким явлением для города и для судейского сообщества, и для адвокатского, для бизнеса, прежде всего. Когда фигура такого ранга, масштаба является в суд давать показания.
Максим Тихонов: Вам как развитие этого дела в принципе видится в дальнейшем? На перспективу?
Виктор Смирнов: Но это же опять очень субъективно. Мне кажется – это мой прогноз, подчеркиваю – что судья ограничится приговором, который бы уложился в ранее отбытое, то есть около трех лет. Все разойдутся по домам довольные или не очень.
Отметим, что представитель «Транснефти» в беседе с Business FM Петербург решение суда комментировать отказался.