Ранее в ходе послания к Федеральному собранию Владимир Путин говорил, что к 2024 году власти планируют закупить не менее 16 тысяч автобусов для перевозки детей. На эти цели из федерального бюджета потребуется выделить 35 млрд. рублей.
Напомним, что в прошлом году правительство выделило 5 млрд. на обновление автопарка. К идее отдать перевозки школьников единому оператору подтолкнули несколько причин. Основная, как пишет РБК, состоит в том, что, нынешняя работа школьного транспорта не отвечает безопасности, комфорту и требованиям времени. Также предполагается, что общая база водителей и автобусов даст возможность эффективнее контролировать техническое состояние автопарка. Кроме того, подобный подход позволит унифицировать транспортные средства. В текущих условиях они могут существенно отличаться. О том, поможет ли инициатива обеспечить безопасность детей, рассуждает директор лицея № 369 Константин Тхостов.
Директор лицея № 369 Константин Тхостов Требования к перевозчикам детских групп предъявляется государством весьма обоснованно. Но не все перевозчики осознают, что на детских жизнях, на детском здоровье бизнес строить категорически недопустимо, и идут на сделку с собственной совестью. Выпускают на маршрут весьма устаревшие автобусы, где-то «задвигая» их подлинный возраст, где-то нарушая требования безопасности, я имею в виду и наличие ремней безопасности, и кнопок тревоги. Выполнять перевозки детских групп должен государственный регулятор, мне кажется, это первый шаг государства по возврату своих функций в части сопровождения образовательного процесса. Я очень надеюсь, что следующим шагом будет соответствующее решение об организации детского питания, что всё-таки мы прекратим слышать отголоски регионов, где детское питание оставляет желать лучшего.
Участники рынка отмечают, что проблему нужно искать в другой плоскости. Все дело в зарегулированности сферы, множестве согласований и конкурсных условиях. Кроме того, на фоне пандемии школьные поездки итак сократились на 70%.
Председатель правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Андрей Козырев Первая сторона медали – это известные игроки, которые пытаются монополизировать правила игры, которые за последние 3-4 года и так ужесточились и превратились в проблему для малого бизнеса. И подвижной состав, и огромное количество документов и согласований и так далее. У нас есть соответствующее законодательство, по которому все детские перевозки, которые относятся к городскому бюджету, проводятся уже через конкурсы. Это лагеря, это перевозка школьников. Это тот бюджет, который город выделяет на эту статью. Все торги уже проходят в рамках закона. Законодательство уже позволяет на рынке пользоваться теми компаниями, которые уже имеют опыт перевозки детей. Когда в государственных закупках приоритетом является цена, то так и будет. Изменить нужно это.
Сейчас за транспорт, которым пользуется школа, отвечает директор или муниципальная компания. Фактически руководство вынуждено заниматься непрофильной задачей, в то время как Единый оператор мог бы выполнять ее централизованно. Ранее с подобной просьбой к Минпромторгу обращались и в Институте изучения детства, семьи и воспитания, подведомственном Минпросвещения. Однако речь шла о детях до 6 лет. В письме говорилось, что в институт поступают обращения от родителей, которые жалуются на ситуацию с перевозкой в детские сады. Основная претензия состояла в том, что пассажирские сидения и ремни безопасности в автобусах не предназначены для дошкольников.