Предполагается, что водители смогут подключать полис только на время поездки, а после отключать. В Центре стратегических разработок убеждены, что это позволит решить проблему с доступностью автогражданки, а также снизить стоимость страховки. Участники рынка, впрочем, не скрывают скепсиса по поводу инициативы.
Оформление полисов на автомобили такси — это давняя головная боль перевозчиков. Страховые компании отнюдь не спешат идти навстречу бизнесу, учитывая высокий риск аварий. Те же, кто соглашается продать ОСАГО, задирают цены до невиданных высот. Речь сейчас идет о 100 тысячах рублей и выше. В итоге специализированный полис имеют лишь 56% таксистов, еще 39% страхуют автомобиль с «шашечками» как обычный, а 5%, как подсчитали в ЦСР, и вовсе ездят без обязательного документа. Очевидно, что выход из этой ситуации искать нужно, но предложенная инициатива выглядит слишком утопичной, — продолжает председатель комитета автострахования «Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада» Александр Баклушин:
Председатель комитета автострахования Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин Мы пока не на таком тотальном уровне цифровизации, чтобы это могло сработать. Это перебор заботы о минимизации стоимости полиса для такси. При этом надо отметить, что даже с текущими тарифами на рынке почти нет страховщиков, которые платят комиссионное вознаграждение по полисам таксистов. Те тарифы, которые сейчас есть, страховщики для себя привлекательными не считают. Убыточность слишком большая, очень много водителей из ближнего зарубежья с особой аварийной культурой вождения. Было бы здорово, если бы таксисты усилия направляли на изменение культуры вождения.
Это далеко не единственное предложение, призванное отрегулировать ситуацию на рынке. Сейчас, например, вводится краткосрочное ОСАГО для такси на месяц и день. Также власти обсуждают создание гибридной автогражданки. Такой вид полиса подразумевает чередование страховых покрытий. Например, когда водитель использует автомобиль в личных целях, действует стандартный документ с меньшим уровнем выплат, а когда он выполняет заказы — специализированный. Контроль же можно осуществлять через агрегаторы и их системы учета. В Минтрансе идею сочли интересной, учитывая что многие водители в такси лишь подрабатывают. Мнение директора некоммерческого партнерства «Петербургское Такси», зампреда комиссии по безопасности Общественной палаты России Александра Холодова:
Автоэксперт, зампред комиссии по безопасности Общественной палаты Александр Холодов В последнее время мы наблюдаем, что власти частенько лоббируют интересы каких-то определенных компаний, которые работают в отрасли. И здесь мы прослеживаем одну тенденцию. Нас подталкивают к тому, чтобы простые граждане могли стать таксистами на какое-то короткое время. Первый шаг в этом направлении — это легализация самозанятых в такси с 1 сентября. Мы видим, по крайней мере, попытки сделать другие шаги. Другое дело, что не все они могут дойти до финальной точки.
Удешевление полиса в теории позволит снизить и цены на поездки. И это еще одна проблема, требующая срочного решения. Например, летом средняя стоимость заказа в Петербурге превысила 52 рублей в расчете на 1 километр. Это на 18% больше показателя за аналогичный период прошлого года, следует из данных Росстата. Эксперты при этом подчеркивают, что после вступления в силу нового закона о такси цены могут вырасти еще на треть. Те же опасения, видимо, испытывают и в Госдуме. Ранее вице-спикер Борис Чернышов попросил кабмин отложить до 2025 года ряд новых требований, в частности, касающихся цвета автомобиля и экологического класса. Это, по его мнению, никак не влияет на качество предоставляемых услуг, но приводит к колоссальным тратам автопарков.