В прошлом году число мошеннических операций с банковскими счетами россиян подскочило более чем на треть по сравнению с 2019 годом. По вине кибермошенников россияне потеряли около 9 миллиардов рублей. Причем половину всех украденных средств жертвы перевели мошенникам сами. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на ЦБ, в большинстве случаев деньги бесследно исчезают уже в первые часы после подозрительного перевода и только в 3 % случаев задерживаются на счете хотя бы на сутки. Одна из уловок – использование подставного лица, так называемого «дропа». Он выступает первым получателем, а затем возможна целая цепочка последующих переводов. Вернуть украденное можно только по решению суда, но очевидно, что за это время мошенники уже успевают снять средства. Об эффективности инициативы и технологиях, которые чаще всего используют злоумышленники, рассуждает председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев.

Сейчас банки не могут блокировать средства на счете без решения суда или отказать в их выдаче. Помимо заморозки, регулятор планирует упростить саму судебную процедуру. В Центробанке приводят в пример Англию, где такие дела могут проводиться заочно. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что 115 федерального закона об отмывании денег, полученных преступным путем, достаточно, чтобы регулировать сферу. А чтобы упростить процесс блокировки, достаточно дополнить инструкции ЦБ. Другие опасаются так называемого финансового экстремизма, когда деньги смогут замораживать по ложным жалобам. Защитные механизмы нужно продумывать системно, отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

В начале этого года с похожей инициативой выступили в Ассоциации банков России. Правда, там сочли, что пострадавшему нужно предоставлять сведения о владельце счета, на который переведены деньги. Таким образом, он сможет подать заявление суд и самостоятельно добиваться возмещения убытков. В ЦБ с инициативой категорически не согласились, отметив, что она нарушает право на защиту персональных данных.