С начала года телефонные мошенники и онлайн-аферисты заработали на россиянах 150 млрд рублей. Как подсчитали аналитики BrandMonitor на основе данных ВЦИОМ, почти половина от этой суммы пришлась на псевдо-менеджеров банков. За один звонок преступникам удается перевести с карт собеседников в среднем 27 тыс. рублей, пишет «Коммерсантъ». Еще около 15 тыс. снимают через банкоматы. При этом самым дорогостоящим обманом оказались звонки фиктивных медработников, которые выманивают более 50 тыс. руб. с человека.
В прошлом году объем операций, совершенных онлайн без согласия клиентов, оценивался менее чем в 7 млрд рублей. В ЦБ оценивали «средний чек» телефонных мошенников в 10-15 тысяч. О причинах резкого всплеска рассуждает руководитель Центра мониторинга и реагирования на инциденты ИБ Jet CSIRT компании «Инфосистемы Джет» Алексей Мальнев.
В этом году мошенники усовершенствовали свои методы и делегировали первичный обзвон роботам, чтобы удешевить стоимость атаки. Если раньше нелегальные колл-центры обнаруживали в тюрьмах, то теперь их деятельность фиксируют даже из-за границы. Для борьбы с такими звонками ФСИН предлагала устанавливать в тюрьмах глушилки. Кроме того, эксперты говорят, что мобильным операторам следует упростить доступ к опции «Антиспам» или сделать ее бесплатной. Однако главной угрозой остается человеческий фактор, отмечает руководитель аналитического центра компании Zecurion, Владимир Ульянов.
Отметим, телефонное мошенничество считается не специфически российской, а международной проблемой. Ранее о популярной в США схеме преступников писал The New York Times. Злоумышленники представляются агентами Администрации социального обеспечения. Это ведомство, которое занимается назначением пенсий, и страхованием. Как и в России, мошенники пытаются выведать конфиденциальную информацию. Одна из самых распространенных тактик связана не с банковским счетом, а с картой социального страхования. Сумму ущерба в Налоговом управлении США оценивают в десятки млн долларов.