На заправках ценники остались в прежнем коридоре примерно от 46 до 56 руб/л. Ситуация сдерживается за счет обновленного недавно демпферного механизма.
Почти половина расходов на госкомпенсацию оплачивается за счет увеличения НДПИ на нефть. Рассчитывается она как разница между внутренней ценой и экспортной альтернативой. Последняя достигала примерно 67 тыс. руб/т еще месяц назад. При этом, по правилу, демпфер включается в тот момент, когда базовая оптовая стоимость в РФ превышает всего 52 тыс. 300 руб/т – а это как минимум на 10% меньше, текущих биржевых котировок. Что касается розничных цен, – топливо АИ-95 подорожало на 4,5% с января и приблизились к отметке 50 руб/л, что, грубо говоря, «вписывается» в рамки инфляции. Рост к июлю 2020 г. превысил 9,5%. Стоимость российского топлива в валюте с начала года подросла на 5 евроцентов/л. Но текущее значение почти полностью соответствуют ценам конца июля прошлого года: 56 евроцентов. По подсчетам Международного энергетического агентства, средняя цена бензина в РФ в прошлом году оказалась ниже среднемировой на 26%. Кстати, похожие результаты были зафиксированы и по рынку США, – там дисконт составил порядка 20%. И там, и там абсолютные значения были чуть ниже 70 центов/л. Однако уже в 1П2021 года розничные цены на американский бензин выросли на треть.
Среди ключевых причин столь сильного давления на оптовый сегмент называют сезонный спроса на внутреннем рынке, а также ремонт нескольких НПЗ; кроме того, часто указывают на повышение мировых цен: и на нефть, и на бензин. И несмотря на то, что доля экспорта на российском рынке бензина в прошлом году находилась около отметки в 15%, – эти колебания неизбежно сказываются на внутреннем рынке, как и изменения курса валют.
При текущем демпферном механизме и высоких ценах производители топлива могут, наконец, компенсировать часть потерь, понесенных в прошлом году. Тогда из-за отрицательных индикативных цен налоговая нагрузка оказалась завышенной. А вот сетям АЗС, пока, становится только хуже – они работают в убыток по всем основным маркам топлива. Компенсировать потери могут розничные подразделения крупнейших нефтекомпаний, доминирующих на рынке. Но остальные вынуждены сами думать о рентабельности и ждать более выгодной конъюнктуры.