О конкретных изменениях в Кабинете министров мы еще поговорим, но несколько инициатив уже известны. Ключевую роль в ближайшие годы, судя по всему, сыграет опыт повышения качества налогового управления. За последние 10 лет собираемость налогов выросла примерно в 3 раза.
По официальным данным за 9 месяцев 2019 года, поступления от налога на добычу полезных ископаемых, а он дает более четверти притока средств администрируемых ФНС, – выросли на 3,5%; следующий по значимости для консолидированного бюджета налог на прибыль – прирост составил аж 13,5% за этот же период. Еще лучше результаты по налогу на добавленную стоимость +16,7%, и это уже с учетом повышения налоговой ставки на 2 процентных пункта в прошлом году. Что касается НДС на ввозимые товары (его администрирует ФТС), то по оценке Минфина рост за три квартала был аналогичным. В абсолютных значениях более 3 трлн рублей поступило в виде налогов с доходов физлиц, то есть нас с вами, они приросли на 8,4%. Сократились поступления только от имущественных налогов и особенно от внутренних акцизов.
Одним из направлений работы обновлённых министерств во главе с реформатором налоговой системы может стать обеление рынка аренды недвижимости. По оценке Минстроя, сейчас в стране сдается более 5 миллионов квартир. Легализация этого рынка позволит отправлять в бюджет ежегодно около 200 млрд рублей налогов. Для сравнения это порядка трети поступлений федерального бюджета от ввозных таможенных пошлин за год – приличная сумма.
Помимо этого, чиновники постараются повысить уровень безопасности рынка аренды как такового. Заключать договоры, регистрировать арендаторов по месту проживания, как граждан России и других стран, страховать жилье, пользоваться услугами налогового агента – все можно будет сделать онлайн.
Принуждение к работе «в белую», на первых парах, может снизить доходность недвижимости как инвестиционного актива. Сейчас в крупных городах России она составляет около 5% годовых без учета ежегодных темпов роста вторичного рынка жилья.
Еще одна инициатива – работа с малоимущими. Это порядка 20 млн человек. Послаблений по налогу на доходы физлиц не предвидится, но в приоритете – адресная мощь. И для этого создается единая база учета доходов населения.
Реестр домохозяйств может пополниться еще и оцифрованными данными загсов, будет отражаться вся трудовая биография человека.
В мировой практике цифровизация профиля гражданина – не исключение. Пофантазируем и вспомним хотя бы так называемый Социальный рейтинг в Китае. Бальная система вполне может вести учет кредитной истории, онлайн-активности, соблюдения общественного порядка и различных норм. Она же, в итоге, указывает на какие блага должен рассчитывать субъект или объект скоринга.