Сегодня компании «Россети Ленэнерго» исполняется 135 лет. Она ведёт свою историю с 16 июля 1886 года, когда Александр III утвердил устав «Общества электрического освещения». День рождения одной из крупнейших распределительно-сетевых компаний принято считать началом электрификации всей России. О современном этапе развития шеф-редактору Business FM Петербург Максиму Морозову рассказал исполняющий обязанности генерального директора «Россети Ленэнерго» Игорь Кузьмин.
Максим Морозов: Игорь, здравствуйте!
Игорь Кузьмин: Здравствуйте!
Максим Морозов: Перед пандемией Россия улучшила свои показатели в рейтинге Doing Business во многом благодаря упрощению присоединения к электрическим сетям в Петербурге. Напомню, что этот рейтинг оценивает два города, Петербург и Москву. Благодаря чему в последние годы удается сокращать сроки техприсоединения? В чем заключается упрощение процедуры, как организован диалог с потребителями?
Игорь Кузьмин: Вопрос изменения сроков технологического присоединения регулируется постановлением правительства. С 1 июля 2020 года упростился порядок присоединения объектов до 15 киловатт, а также предприятий малого и среднего бизнеса мощностью до 150 киловатт. Заявки на данную мощность составляют порядка 99% от общего количества технологического присоединения в компании. Сейчас заявителю достаточно обратиться в онлайн-режиме с необходимым комплектом документов. Промежуточные процедуры полностью исключены. Теперь это забота сетевой компании. Потребитель обращается с заявкой на технологическое присоединение...
Максим Морозов: А все остальное вы берете на себя?
Игорь Кузьмин: Да. И фактически акцептом является оплата оферты договора на технологическое присоединение. Компания берет на себя обязательства и исполняет их. Уже практически 97% работ по техприсоединению выполняется в формате онлайн. Также мы продолжаем сокращать наши внутренние процедуры для того, чтобы сокращался срок техприсоединения. Мы и так уже довели средний срок до 73 дней, это на 46% быстрее, чем в 2019 году. В Петербурге средний срок технологического присоединения малого и среднего бизнеса, заявки до 150 киловатт, сейчас составляет 25 дней.
Максим Морозов: Как в связи с пандемией и ограничениями пришлось трансформировать работу?
Игорь Кузьмин: Пандемия оказала существенное воздействие, мы все работали в условиях частичной неопределенности. Особенность нашей компании заключается в том, что у нас непрерывный технологический процесс. Мы организовывали мероприятия для того, чтобы обезопасить персонал, держали на особом контроле электроснабжение потребителей, особенно лечебных учреждений, где находились тяжелобольные пациенты с коронавирусом. Эти 56 лечебных учреждений Петербурга и Ленинградской области мы взяли под особый контроль. И продолжаем сохранять особый контроль, понимая, насколько тяжелобольным, которые оказались на аппарате ИВЛ или в реанимационном отделении. И эти ограничения привели к перераспределению спроса.
Максим Морозов: Кстати, интересно, мне кажется, что косвенно, отчасти, можно следить за состоянием экономики, о динамике восстановления экономики по потреблению электроэнергии. Как менялось потребление физлицами и предприятиями в Петербурге и в Ленинградской области?
Игорь Кузьмин: Существенное изменение структуры потребления произошло в связи с макроэкономическими явлениями. Мы по полезному отпуску наблюдали, что в целом по году относительно бизнес-плана потребление сократилось на 3,4%. Причем произошло перераспределение. На крупных промышленных предприятиях потребление сократилось на 7,1%, многие перешли на удаленный режим работы, ввели ограничения. А потребление населением увеличилось на 5,8%.
Максим Морозов: Небольшая ретроспектива – Петербургский международный экономический форум и Чемпионат Европы по футболу. Это всегда большая ответственность, большой вызов, в том числе вопрос энергетической безопасности. Расскажите об особенностях подготовки мощностей к мероприятиям такого уровня.
Игорь Кузьмин: Наша компания имеет существенный опыт ведения международных мероприятий. Помимо того, что мы должны провести все ремонтные работы заранее и запретить производство любых работ в период проведения этих мероприятий, мы обеспечиваем дополнительные источники бесперебойного питания, дизель-генераторные установки, разворачиваем временные сети и выполняем любые новые требования, которые возникают. И все семь игр, как мы знаем, прошли без единого сбоя и нарушений. Мы провели несколько десятков тренировок и учений совместно с городскими предприятиями и правительством Петербурга.
Максим Морозов: Вы уже обмолвились о роли цифровых технологий. Расскажите, какие онлайн-сервисы оказались наиболее востребованными в период пандемии. И как ограничения, вызванные коронавирусом, способствуют развитию и внедрению, популяризации этих сервисов.
Игорь Кузьмин: Мы развиваем мобильные приложения, порталы на сайте. Это портал тп.рф, это личный кабинет потребителя. Только за прошлый год спрос на технологическое присоединение увеличился в 1,5 раза по отношению к 2019 году. Еще я бы отметил, что у нас появилась возможность оптимизировать центры обслуживания клиентов в режиме оффлайн, практически все перешли на взаимодействие с помощью цифровых платформ.
Максим Морозов: Как меняется объем вложений, предусмотренных в инвестпрограмме на модернизацию объектов, повышение надежности, снижение потерь в Петербурге и Ленобласти? Какая работа была проделана, что предстоит в ближайшее время?
Игорь Кузьмин: Мы непрерывно работаем над реконструкцией, ремонтом сетей. В 2020 году порядка 11 млрд рублей было направлено только на реконструкцию сетей «Россети Ленэнерго»: 7,56 млрд – это Петербург и 3,71 млрд рублей – Ленинградская область. В 2021 году объем средств будет только увеличиваться и составит 14,8 млрд рублей. Это позволит нам реконструировать 416 км воздушных линий электропередач и ввести дополнительно 22 мегавольт-ампера мощности. Помимо этого, мы продолжаем ежегодно заниматься ремонтной программой. Это поддержание в нормативном состоянии существующих сетей – а общая длина сетей у «Россети Ленэнерго» уже достигла отметки 80 тыс. км. Я для себя говорю, что это два экватора Земли. У нас в соответствии с тарифно-балансовыми решениями запланировано порядка 2 млрд рублей по двум регионам присутствия на ремонт почти 4 тыс. км воздушных линий электропередач, 2 тыс. трансформаторных подстанций. Мы должны выполнить капремонт 26 больших трансформаторов на подстанциях 35-110 киловольт и расчистить 3800 гектаров просек. Мы осуществили большую программу в Ленинградской области по модернизации линий электропередач, по замене голого провода, ничем не защищенного от внешних воздействий, на самонесущий изолированный провод. Более тысячи километров такого провода мы установили за 2019-2020 годы.
Максим Морозов: Если продолжить разговор о внедрении цифровых технологий, я бы хотел спросить уже не про онлайн-сервисы, а про подстанции. Чем современная подстанция отличается от подстанции предыдущего поколения?
Игорь Кузьмин: Я попробую провести аналогию: давайте вспомним, когда были дисковые наборные телефоны, которые соединялись проводами, и только находясь дома или в телефонном автомате, можно было позвонить. Если каждому из нас сейчас дать такой телефон мы, видимо, почувствуем некоторый дискомфорт, потому что будет не хватать множества функционала, который имеют современные смартфоны. Примерно такой же эффект чувствуют энергетики от установки современных активно-адаптивных систем, которые позволяют в режиме онлайн автоматически оптимизировать работу электрических сетей таким образом, чтобы потребитель не замечал работу сетей, несмотря на присоединение новых потребителей, на возможные ремонтные схемы, на непогоду. Чтобы у нас максимально быстро восстанавливалось электроснабжение потребителей. Фактически мы идем к тому, что у нас уже нужно воспитывать новый персонал, который может обслуживать компьютеры и налаживать, задавать алгоритмы работы. То, что раньше делал человек по своей команде, голосом, по проводному телефону, теперь это делает компьютер.
Максим Морозов: Акцент на IT. Мы идем к тому, что будет «смарт-подстанция», «умная подстанция».
Игорь Кузьмин: Конечно. К 2030 году мы минимум 80% точек поставки электроэнергии оснастим интеллектуальным учетом, это элемент «умной сети».
Максим Морозов: Сегодня исполняется 135 лет со дня основания «Россети Ленэнерго». С какими результатами вы пришли к этой дате, что считаете основными достижениями в современной истории? С праздником вас и ваш коллектив.
Игорь Кузьмин: Спасибо большое. Для нашего большого коллектива, а у нас трудится более 8 тыс. человек, день рождения компании, 135 лет – это знаменательная дата. Мы всегда испытываем гордость от того, что работаем в старейшей энергокомпании страны. Вся энергетика развивалась отсюда, из Петербурга, с «Общества электрического освещения», с 1886 года. История нашей компании связана и с развитием энергетики всей страны, с плана ГОЭЛРО. Самая лучшая школа подготовки персонала была и сохраняется в Ленинграде, в Петербурге. У нас есть самый современный в России учебный центр, коллеги из других компаний приезжают учиться. Также у нас есть музей. И мы следим за тем, чтобы от старшего поколения, несгибаемых людей сохранялась преемственность, передавалась новому поколению энергетиков. Связь поколений очень важна для того, чтобы все, кто приходит, также испытывали гордость от того, что трудятся в лучшей энергосистеме страны.
Максим Морозов: Игорь, еще раз с праздником, и большое спасибо за интервью.
Игорь Кузьмин: Спасибо большое.